Главная > Периодика > UNDERWAY ON NUCLEAR POWER

UNDERWAY ON NUCLEAR POWER


15-06-2016, 07:53. Разместил: psi01morpex
UNDERWAY ON NUCLEAR POWER

UNDERWAY ON NUCLEAR POWER

Море Твоё так велико, о Господи, а лодка моя так мала

21 января 1954 года на воду была спущена первая в мире атомная подводная лодка «НАУТИЛУС». 30 сентября того же года она вошла в боевой состав ВМС США.
17 января 1955 года в эфир полетело донесение: «UNDERWAY ON NUCLEAR POWER» («ИДЁМ НА АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ»).
«Крёстным отцом» атомного подводного флота США стал Hyman Georg Ricover, покинувший этот бренный мир тридцать лет назад (08.07.1986 года).

UNDERWAY ON NUCLEAR POWER

Адмирал Хайман Риковер - культовая фигура для американской атомной отрасли, четырёхзвёздный адмирал флота США. Благодаря своим уникальным личностным характеристикам, политическим связям, ответственности и глубоким знаниям Риковер прославился как дольше всех находившийся на действительной службе высший офицер в американской истории. Он прослужил 63 года. Благодаря значительному наследию Риковера в области атомных технологий был достигнут так и не побитый рекорд безаварийной эксплуатации реакторов на кораблях ВМС США, в части неконтролируемого выброса радиоактивных продуктов, связанных с повреждением активной зоны.
Хайман Риковер родился 27.01.1900 года в еврейской семье в городке Маков Мазовецкий. Фамилия Риковер произошла от названия деревни и поместья Рыки, расположенного в часе езды от Варшавы, как и Маков Мазовецкий.
Избежав печального удела своих соплеменников, семья Риковера перед войной эмигрировала в США. Это произошло после еврейских погромов 1905 года.
Риковер начал работать с девяти лет. Позднее он говорил, что его детство было временем «тяжёлой работы, дисциплины и, бесспорно, недостатка приятного времяпровождения».
Одновременно с учёбой в средней школе им. Джона Маршалла (Чикаго), которую он закончил с отличием в 1918 году, Риковер работал полную рабочую неделю, разнося телеграммы Western Union. Благодаря работе он познакомился с конгрессменом Адольфом Дж. Сабатом – евреем и чешским иммигрантом, который рекомендовал Риковера к поступлению в Военно-морскую академию США.
Благодаря самодисциплине, самообразованию и благосклонности фортуны будущий адмирал сдал вступительный экзамен и был зачислен.

UNDERWAY ON NUCLEAR POWER

2 июня 1922 года, по окончании учёбы (107-м в выпуске из 540 человек) Риковер получил звание энсайн. В ожидании отправки на свой первый корабль - эсминец «Ла Валетта» на Западное побережье через Панамский канал он добился стипендии Чикагского университета для изучения истории и психологии. Попав на борт «Ла Валетты», Риковер настолько впечатлил своего командира, что 21 июня 1923 года тот назначил его старшим механиком, несмотря на недостаточный опыт. Спустя неполный год после выпуска из академии Риковер стал самым молодым механиком эскадры.

UNDERWAY ON NUCLEAR POWER

В дальнейшем он служил на линкоре «Невада», затем получил степень магистра по электротехнике (после года, проведённого в Военно-морской аспирантуре).

UNDERWAY ON NUCLEAR POWER

Дальнейшую работу Риковер продолжил в Колумбийском университете. Там он встретил свою будущую жену, христианку, студентку по международному обмену Рут Д. Мастерс. В 1931 году, после того как она вернулась с докторантуры в Сорбонне, они поженились. Вскоре после женитьбы Риковер написал родителям о своём желании перейти в епископальную церковь и оставался в её лоне до конца своих дней.
Риковер поехал в Вашингтон и добровольно поступил на подводный флот. Ему больше нравилась служба на небольших кораблях, к тому же он знал, что молодые офицеры на подводных лодках быстро продвигаются по службе.
Его заявление было отклонено ввиду его возраста (29 лет). Но судьба распорядилась иначе. На борту «Невады» служил его бывший командир, который вступился за Риковера. С 1929 по 1933 год Хайман Риковер служил на подводных лодках S-9 и S-48, получив допуск к самостоятельному управлению и командованию кораблём.
В 1933 году, служа в Управлении инспектора по снабжению флота в Филадельфии (Пенсильвания), Риковер перевёл книгу адмирала, командующего немецкими лодками времён Первой мировой войны Германа Бауэра «Das Unterseeboot». Этот перевод стал обязательным чтением для американских подводников.
Только в июле 1937 года он принял в командование свой первый корабль —тральщик «Финч». 1 июля 1937 года ему было присвоено звание лейтенант-коммандер.

UNDERWAY ON NUCLEAR POWER

В октябре 1937 года Риковер был избран для инженерной службы и 15 августа 1939 года он поступил в распоряжение Инженерного управления флота в Вашингтоне, где в дальнейшем и служил по специальности.
Вторая мировая война расширила поле применения знаний и умений будущего адмирала. В результате атаки на Пёрл - Харбор, в декабре 1941 года, были потоплены 5 линкоров. 10 апреля 1942 года Риковер вылетел на место трагедии. Он сыграл ключевую роль в подъёме «Калифорнии», став «ведущей фигурой в приведении электрических генераторов и моторов в рабочее состояние», что позволило линкору дойти своим ходом из Пёрл -Харбора до военно-морской верфи Пьюджет - Саунд, а уже в мае 1944, после модернизации, «Калифорния» вернулась к участию в боевых действиях против Японии.

UNDERWAY ON NUCLEAR POWER

В ходе войны, находясь во главе электрического отдела Корабельного бюро, Риковер был награждён орденом «Легиона почёта» и получил опыт руководства большими исследовательскими программами, отбора талантливого технического персонала и тесного сотрудничества с частными подрядчиками.

UNDERWAY ON NUCLEAR POWER

В выпуске журнала Тайм от 1954 года о Риковере говорится следующее: «Острый на язык Хайман Риковер гонял людей до изнеможения, продирался через бюрократизм, доводил подрядчиков до бешенства. Он наживал себе врагов, но к концу войны он получил звание кэптен и завоевал репутацию человека, доводящего дело до конца».

UNDERWAY ON NUCLEAR POWER

В 1946 году на базе проекта «Манхэттен» был начат новый проект - создание ядерной энергетики. Лаборатория Клинтон (ныне национальная лаборатория Оук - Ридж), занимающаяся ядерной энергией, разрабатывала ядерные электрогенераторы. Флот решил послать для участия в проекте восемь человек: четырёх гражданских, одного старшего и трёх младших офицеров.
Риковер, сознавая потенциал применения ядерной энергии на флоте, обратился с рапортом об участии. Хотя вначале он и не был избран, но благодаря вмешательству адмирала Эрла Миллса, своего бывшего командира, ставшего в том году главой Корабельного бюро, Риковер был направлен в Оук - Ридж как заместитель управляющего всем проектом. Так он получил доступ ко всем средствам, проектам и материалам исследований.

UNDERWAY ON NUCLEAR POWER

UNDERWAY ON NUCLEAR POWER

Наблюдая работу таких физиков как Росс Ган, Филипп Абельсон и других участников проекта «Манхэттен», Риковер быстро стал сторонником идеи ядерной корабельной силовой установки. В сотрудничестве с Алвином Вейнбергом, директором по науке в Оук -Ридж, он основал Институт реакторной технологии и начал работы над водо - водяным реактором для подводных лодок.

UNDERWAY ON NUCLEAR POWER

В феврале 1949 года Риковер получил назначение в отдел по разработке реакторов Комиссии по атомной энергии и руководил работами флота в данной области в качестве директора отдела военно-морских реакторов Корабельного бюро с подчинением адмиралу Миллсу. Эта двойная роль позволяла ему, как возглавить работу по созданию первой в мире атомной подлодки «Наутилус», вступившей в строй в 1954 году, так и следить за строительством атомной электростанции в Шиппингпорт, оснащённой первым гражданским ядерным реактором.

UNDERWAY ON NUCLEAR POWER

UNDERWAY ON NUCLEAR POWER

UNDERWAY ON NUCLEAR POWER

UNDERWAY ON NUCLEAR POWER

UNDERWAY ON NUCLEAR POWER

Решение назначить Риковера главой национальной программы по созданию атомных подводных лодок, в конечном счёте, принял адмирал Миллс. По словам генерал-лейтенанта Лесли Гровза, руководителя проекта «Манхэттен» от военных, Миллс стремился поставить весьма решительного человека, и хотя он знал, что Риковер «не очень уживчив» и «не очень популярен», но он считал, что Риковер именно тот, на кого флот может положиться.
И Риковер не разочаровал его. Благодаря воображению, целеустремленности, творчеству и инженерному опыту, собственному и его людей, появился высоконадёжный ядерный реактор, который умещался в корпус подводной лодки шириной не более 28 футов (8,5 м).

UNDERWAY ON NUCLEAR POWER


В 1958 году Риковер был повышен в звании до вице-адмирала.
«Каньон Героев» - неофициальное название южной части Бродвея - традиционного места городских парадов. Обычно эти парады проходят в северном направлении, от Боулинг-Грин до Сити-Холла. На тротуарах вдоль Каньона Героев уложены панели - чёрные гранитные полосы с выбитым на них текстом - в честь участников прошлых парадов.
Парад в честь адмирала Риковера, команды подводной лодки «Наутилус» и её командира Уильяма Андерсона состоялся 27 августа 1958 года.

UNDERWAY ON NUCLEAR POWER

С тех пор и почти тридцать лет Риковер строжайше контролировал корабли, технику и личный состав атомного флота, лично проводил собеседования, одобряя или отвергая каждого офицера — кандидата на атомные корабли. За время его беспрецедентно долгой карьеры этих собеседований накопилось огромное количество: только со свежими выпускниками он встречался свыше 14000 раз.
Его строгие требования и упор на личную честность — главный источник долгой безаварийной эксплуатации реакторов в ВМС США.
Во второй половине 1950-х в беседе с одним из капитанов Риковер отчасти раскрыл источник такого навязчивого отношения к безопасности: «У меня есть сын. И я люблю его. И хочу, чтобы всё, сделанное мной, было настолько безопасно, чтобы я мог со спокойной душой доверить ему пользование. Вот моё главное правило».
Кроме того, Риковер подчеркнуто присутствовал на первом ходовом испытании чуть ли не каждой субмарины, закончившей постройку. Тем самым он одновременно как бы ставил личную печать её годности, и обеспечивал тщательность испытаний, чтобы её подтвердить, или наоборот выявить недостатки, требующие устранения.

UNDERWAY ON NUCLEAR POWER

В качестве главы Реакторного отдела Риковер сосредоточивался скорее на надежности и безопасности техники, чем на тактической и стратегической подготовке. Рекорд ВМС США по безаварийной эксплуатации реакторов является резким контрастом главному конкуренту — Советскому флоту, который потерял несколько лодок в результате аварий реакторов: результат, как спешки, так и выбранных направлений строительства в соревновании с более передовой американской техникой.
Сверхактивный, политизированный, резкий, неуживчивый, бесцеремонный, яркий, непревзойденный трудоголик, всегда требовательный к другим, невзирая на положение и ранги, как и к себе, Риковер был стихийной силой, и конечно порождал противоречия. Мало того, он не терпел посредственность, адмирал совсем не переносил глупость. Даже будучи капитаном, он не скрывал своих мнений, а ведь многие офицеры, которых он считал тупыми, впоследствии достигли адмиральских чинов и попали в Пентагон.

UNDERWAY ON NUCLEAR POWER

Риковер вступал с ними в частые бюрократические перепалки, настолько громкие, что он чуть вообще не остался без адмиральства: две отборочные комиссии, состоявшие исключительно из адмиралов, обошли кэптена Риковера повышением, как раз, когда он был на пути к славе.
Одна из них заседала на следующий день после закладки «Наутилуса», состоявшейся в присутствии президента Трумэна. В конце концов, понадобилось вмешательство Белого дома, Конгресса и Секретаря ВМС и весьма прозрачная угроза ввести в систему отбора гражданских, чтобы следующая отборочная комиссия поздравила дважды обойденного (что в нормальных обстоятельствах равносильно концу карьеры) Риковера с производством во флагманский ранг.
Даже старейшие, известнейшие, лично отобранные Риковером офицеры, такие как Эдвард Бич, испытывали смешанные чувства к «доброму старому джентльмену» (как его иносказательно прозвали за глаза), временами решительно и на полном серьезе называли его тираном, несмотря на постепенную утрату власти в последние годы.
Тем не менее, комментарий президента Никсона при вручении Риковеру четвёртой звезды был прозрачен: «Я не пытаюсь сказать,… что он лишен противоречий. Он говорит что думает. У него бывают противники, которые с ним не согласны. Временами они правы и он первый признает, что был неправ. Но сегодняшняя церемония символизирует величие американской военной системы и флота в частности, потому что этот неоднозначный человек, вносящий непривычные идеи, не был утоплен бюрократией; ибо если бюрократия топит гений, нация обречена на посредственность».
Хотя и военная власть Риковера, и доверие Конгресса в вопросах реакторов были абсолютны, они нередко порождали споры внутри флота. В качестве главы Реакторного отдела и потому, отвечая за «утверждение» компетентности экипажа в использовании матчасти он мог, по сути, отстранить корабль от службы, что несколько раз и делал, к ошеломлению всех причастных.
Риковер был одержим лишь одной идеей: безопасной, до мелочей проверенной атомной программы. Вместе с его успехом крепло и убеждение многих наблюдателей, что при случае он пользуется властью, чтобы свести счёты или одёрнуть кого-нибудь.
Резко отличаясь от множества адмиралов и старших офицеров, которые ищут виноватых среди других, когда что-нибудь идет криво, Риковер неизменно брал на себя полную ответственность за все, происходящее в программе Корабельных ядерных силовых установок.

UNDERWAY ON NUCLEAR POWER

С 1958 г. «Отец атомного флота США» Хаймен Риковер приобрёл известность и как борец за коренную реформу американской системы образования в связи с тем, что Советскому Союзу удалось опередить США в запуске первого спутника Земли. Его активность вызвала большой общественный резонанс.
В 1962 г. на правительственном уровне даже обсуждалось предложение о назначении Риковера национальным комиссаром по вопросам образования. Риковер - автор сотен статей по вопросам образования, а также книг: «Образование и свобода», 1959; «Американское образование - национальное банкротство», 1963; «Выдающиеся американцы», 1972.
На средства, созданного им в 1982 г. Фонда адмирала Риковера, в 1984 г. был основан в Лисберге, штат Вирджиния, Научный институт имени Риковера для особо одаренной молодежи (ежегодно в течение шести недель там получают усиленную подготовку 50 американских юношей и девушек, по одному из каждого штата и по пять из некоторых зарубежных стран, в том числе из Израиля).
Его постоянный интерес к образованию привел к нескольким беседам с президентом Кеннеди. Ещё на действительной службе адмирал подчеркивал, что школьная система должна сделать три вещи: во - первых, дать ученику существенный объем знаний; во-вторых развить в нем интеллектуальные навыки, необходимые для применения знаний во взрослой жизни; в-третьих, привить ему привычку судить о вещах и явлениях на основе проверяемых фактов и логики.
31 января 1982 года, в возрасте за 80, прослужив стране 63 года при 13-ти президентах (от Вильсона до Рейгана) в звании полного адмирала, Риковер был принуждён к отставке министром ВМС Джоном Леманом, с ведома и согласия президента Рональда Рейгана.
28 февраля 1983 года отмечалась отставка Риковера. Среди гостей присутствовали все три живущих экс-президента: Картер, Никсон и Форд. Президента Рейгана не было.
Адмирал Риковер скончался 8 июля 1986 года у себя дома в округе Арлингтон (Виргиния) вследствии инсульта. На поминальной службе, проведённой адмиралом Джеймсом Д. Уоткинсом в Вашингтонском национальном кафедральном соборе, присутствовали экс-президент США Джимми Картер, госсекретарь Джордж Шульц, министр ВМС Леман, высшие флотские офицеры, всего около тысячи человек.
Тело адмирала было погребено на Арлингтонском национальном кладбище (секция 5).

UNDERWAY ON NUCLEAR POWER

Его первая жена Рут Мастерс Риковер (1903—1972) похоронена рядом с ним, но на его памятнике выбито имя его второй жены Элеоноры А. Беднович - Риковер, с которой он познакомился в Корпусе флотских медсестёр, где она служила коммандером.

UNDERWAY ON NUCLEAR POWER

Единственный сын Адмирала Риковера - Роберт работает учителем в технической школе в Александрии.
В его честь Адмирала названы:

Подводная лодка типа «Лос-Анджелес» USS Hyman G. Rickover (SSN-709) - один из немногих американских кораблей, названных в честь живущего человека.

UNDERWAY ON NUCLEAR POWER

Корпус Риковера в Военно-морской академии в Аннаполисе (штат Мэриленд). В нём помещаются факультеты: Инженерно - механический, Инженерно - океанографический и Воздушно - космической инженерии.
Центр имени Риковера военно-морского Учебного командования ядерной энергетики.
Стипендия Адмирала Риковера Массачусетского технологического института.
Средняя школа в пригороде Чикаго.
Среднее военно-морское училище в Чикаго.

UNDERWAY ON NUCLEAR POWER

В признание заслуг во время Второй Мировой войны, ему присвоено звание Почётного командора Военного отдела Ордена Британской империи.
За выдающуюся гражданскую службу он был дважды награждён Золотой медалью Конгресса: в 1958 году и, спустя 25 лет, в 1983 году.
В 1980 году за вклад в дело мира президент Картер вручил ему Президентскую медаль Свободы - высшую невоенную награду Америки.

UNDERWAY ON NUCLEAR POWER

Кроме того он получил 61 гражданскую награду и 15 почетных степеней, включая престижную Премию Энрико Ферми «За инженерные достижения и образцовое руководство при создании безопасной и надежной ядерной энергетики и её успешное применение в национальной безопасности и экономике».
В 1955 году Адмирал получил Медаль Эглестона, в 1970 году — Вашингтонскую премию, в 1976 году — Премию Гарольда Пендера.


Адмирал Риковер сыграл роль локомотива в продвижении идеи оснащения субмарин атомной энергетической установкой, что буквально «с ног на голову» перевернуло методы и способы ведения подводной войны. Термин «неограниченная подводная война» приобрел совершенно иной смысл – для атомной подлодки не требовалось постоянно подвсплывать для заряда аккумуляторных батарей, а ядерным реакторам не требовались те тонны топлива, которые потребляли прожорливые дизеля.
Риковер построил 237 атомных судов. Он не знал больших неудач. Адмирал принёс атомную энергию в море.
А в наши дни к носу бюста «Отца атомного подводного флота США» притрагиваются студенты, идущие на экзамен и молящие о хорошей оценке.

UNDERWAY ON NUCLEAR POWER

А закончить статью хотелось бы одним из высказываний прославленного Адмирала: «Ни одна система управления не будет работать без труда людей… Менеджер, не готовый работать много, не сможет ожидать от людей хорошей работы».

Материал подготовил А. В. Вовк – член Национального союза журналистов Украины, гвардии п/полковник.


Вернуться назад