Главная > Периодика > ЮБИЛЕЙ АТОМНОГО ФЛОТА

ЮБИЛЕЙ АТОМНОГО ФЛОТА


14-08-2014, 15:36. Разместил: psi01morpex
ЮБИЛЕЙ АТОМНОГО ФЛОТА

ЮБИЛЕЙ АТОМНОГО ФЛОТА

Самый «молодой» из всех военных флотов России 1 июня 2013 г. празднует свое восьмидесятилетие. Но история освоения заполярных вод началась еще задолго до того как Краснознаменный Северный флот стал мощным аргументом внешней политики Российской державы.
Первые русские мореплаватели появились на побережье Белого и Баренцева морей в XI — XII вв. Они были выходцами главным образом из Новгородской и Ростово-Суздальской земель. В XIV в. русские совершили несколько походов в Северную Норвегию для установления торговых связей. В 1496 г. этим путем Иван III отправил в Данию на четырех судах своего посланника Григория Истому. В XVI в. поморы освоили побережье Северного Ледовитого океана между реками Обь и Лена и включили его в состав Московского государства. Успешное продвижение по Северному Ледовитому океану на восток привело русских мореплавателей к мысли о возможности достигнуть Северным морским путем далекого Китая. Первым эту смелую мысль высказал Дмитрий Герасимов, который составил первую карту Северного Ледовитого океана с указанием пути в Китай.
Освоение наиболее трудного, восточного участка Северного морского пути начали русские мореплаватели из района устья Лены в 30-х годах XVII в. Бесстрашные мореходы И. Ребров, И. Перфирьев, И. Палухин, М. Стадухин и другие постепенно, шаг за шагом, преодолевая невероятные трудности ледового плавания, продвигались все дальше и дальше на восток.
В 1648 г. цели, к которой на протяжении многих столетий стремились смельчаки из многих стран, достиг Семен Дежнев. Выйдя из устья реки Колыма на шести судах, он первым в истории обогнул крайнюю восточную оконечность Азии и таким образом прошел из Северного Ледовитого океана в Тихий, установив, что Америка и Азия разделены проливом.

ЮБИЛЕЙ АТОМНОГО ФЛОТА

Попытки вытеснить русских с Севера и лишить их единственного выхода к морю неоднократно предпринимали шведы. В 1570 г. шведский 3-тысячный отряд совершил набег на Кемский посад. В следующем году группа шведских, немецких и голландских кораблей напала на Соловецкие острова. В 1590 г. шведские военные суда атаковали Колу. В XVII в. несколько попыток захватить поселения поморов предприняли датские военные корабли, но, встретив решительное сопротивление, ушли восвояси.
Постоянная угроза захвата северных земель западными странами заставила русских заняться укреплением обороны побережья. Строительство крепостей на Севере началось в 70-е годы XVI в., во времена Ливонской войны. Первые такие укрепления появились вблизи Соловецкого монастыря. К созданию военной силы на Балтийском и Белом морях приступил Иван Грозный.

ЮБИЛЕЙ АТОМНОГО ФЛОТА

В 1570 г. в районе Вологды началось строительство кораблей, но создать постоянный военный флот на Белом море Ивану Грозному так и не удалось.
Задача была решена лишь в конце XVII и в начале XVIII в., в период царствования Петра I. В 1693 г. по его указанию в Архангельске была заложена Соломбальская судоверфь и началось строительство военных кораблей. 14 августа 1694 г. в Соломбале был построен 24-пушечный фрегат "Святой Павел".

ЮБИЛЕЙ АТОМНОГО ФЛОТА

К началу Северной войны на Соломбальской верфи было построено 19 линейных кораблей и фрегатов. Однако боевые корабли в Белом море долго не оставались, а переводились на Балтику.
24 июня 1701 г. шведская эскадра подошла к устью Северной Двины. В качестве лоцманов для проводки своих кораблей к Архангельскому порту шведы попытались использовать двух местных жителей — Ивана Рябова и Дмитрия Борисова, захваченных на близлежащих островах. Рябов и Борисов подвели два шведских корабля к русским береговым батареям и посадили их на мель. Рябову удалось выброситься за борт и вплавь добраться до берега. Борисов же погиб, с честью выполнив свой долг перед Россией.

ЮБИЛЕЙ АТОМНОГО ФЛОТА

После победоносного окончания Северной войны, в ходе которой Россия создала регулярный военный флот и превратилась в одну из сильнейших морских держав, строительство кораблей широко развернулось в Санкт-Петербурге. Роль Соломбальской верфи в строительстве флота стала падать. Постепенно утрачивал свое значение и Архангельский порт.
В течение XVIII века было организовано несколько экспедиций, в которых участвовали военные моряки и ученые. Наиболее крупной из них была Великая Северная экспедиция, осуществленная с 1733 по 1743 г. Руководителем экспедиции был назначен капитан-командор В. И. Беринг, его помощником — капитан А. И. Чириков.

ЮБИЛЕЙ АТОМНОГО ФЛОТА

Участникам экспедиции предстояло произвести съемку побережья Северного Ледовитого океана от устья Печоры до пролива, связывающего северные моря с Тихим океаном; выяснить возможность плавания по Северному морскому пути из Атлантического океана в Тихий; разыскать путь в Японию; достичь северо-западного побережья Америки и исследовать Курильские острова. Экспедиционные отряды возглавили: С. В. Муравьев, М. С. Павлов, С. Г. Малыгин, Д. Л. Овцын, Ф. А. Минин, С. И. Челюскин, В. Селифонтов, В. М. Прончищев, братья Харитон и Дмитрий Лаптевы. Десять лет бесстрашные мореплаватели и ученые шли к намеченным целям. Им приходилось преодолевать льды, а в отдельных местах тайгу и тундру, многие из них не дожили до завершения экспедиции. Они произвели съемку и нанесли на карту северную и северо-восточную части Азиатского материка, определили положение Японских островов, открыли северо-западные берега Америки и выяснили, что Азиатский и Северо - Американский материки разделены проливом, который в честь руководителя экспедиции был назван Беринговым.
В 1853 г. в результате обострения противоречий между Россией и западноевропейскими странами на Ближнем Востоке возникла Крымская война. Стремясь распылить силы русских и ослабить их оборону на южном направлении, а также нарушить морские коммуникации России, англо-французский флот предпринял боевые действия на Севере. Летом 1854 г. в Белое море вошла английская эскадра, намеревавшаяся уничтожить Архангельский порт. Когда корабли подошли к устью Северной Двины, русские береговые батареи и канонерские лодки, сосредоточенные в устье реки, открыли по ним интенсивный огонь. Англичанам пришлось отказаться от своего замысла.
Через некоторое время английские и французские корабли предприняли несколько набегов на беззащитные поморские селения, расположенные на побережье Белого моря. Но и здесь им далеко не всегда сопутствовала удача. Так, при попытке атаковать Соловецкий монастырь два английских вооруженных парохода, попав под обстрел русской береговой батареи, поспешно отступили. Раздраженные неудачами в Белом море, англичане решили расправиться с мирными жителями Колы. Целый день их корабли обстреливали незащищенный мирный город и разрушили около 100 домов.
В конце XIX и начале XX в., с появлением паровых судов, наступил новый этап в освоении Арктики. Более мощные и не зависимые от ветра корабли с железным корпусом позволяли проникать в недоступные ранее районы центральной части Арктического бассейна. Среди русских ученых и моряков, изучавших Северный Ледовитый океан на рубеже XIX — XX вв., особое место занимает выдающийся ученый-моряк С. О. Макаров. С его именем связано строительство первого в мире мощного ледокола «Ермак» и плавание судна в полярных широтах.

ЮБИЛЕЙ АТОМНОГО ФЛОТА

В 1898 г. в Англии при активном участии С. О. Макарова был построен первый в мире мощный ледокол, названный в честь покорителя Сибири «Ермаком».

ЮБИЛЕЙ АТОМНОГО ФЛОТА

На этом ледоколе русский ученый начал смелый штурм центральной части Арктики. Первый пробный поход адмирал совершил летом 1899 г. Ледокол достиг Шпицбергена, где встретил мощные ледяные поля. Он сделал несколько попыток пробиться через многолетний торосистый лед, но получил пробоину в носовой части и вынужден был идти в Англию, в Ньюкасл, чтобы стать на ремонт.
В 1901 г. адмирал Макаров вновь отправился в Арктику. На этот раз ученый намеревался проникнуть к северу от Новой Земли и одновременно исследовать западный берег острова. На подходах к Новой Земле «Ермак» вошел в сплошной лед и продвигался исключительно медленно. Его неоднократно затирало в торосистых льдах. Однако участникам похода удалось произвести морскую и фотографическую съемку западных берегов Новой Земли. Затем ледокол дважды ходил к Земле Франца-Иосифа. Во время этих плаваний «Ермак» достиг северной широты, к которой ранее никто даже не приближался. В ходе полярной экспедиции русские ученые под руководством С. О. Макарова собрали обширные сведения по ледоведению, провели глубоководные и магнитные исследования и составили карту Новой Земли.
Многие русские ученые и мореплаватели продолжали штурмовать Северный полюс. Особой самоотверженностью среди них отличался Г. Я. Седов. В 1912 г. он предложил проект экспедиции на Северный полюс. Несмотря на то, что правительственные круги отнеслись к проекту резко отрицательно, Седов на личные средства, а также на деньги, собранные русскими патриотами, приобрел зверобойное судно «Св. Фока», набрал команду из смельчаков и в сентябре 1912 г. экспедиция направилась из Архангельска в Арктику. Преодолев большие трудности, встретившиеся в пути, экспедиция через год достигла Земли Франца-Иосифа. Оборудовав на одном из островов базу, Седов с двумя матросами отправился по льду к полюсу. Но цинга окончательно подорвала его силы, и 5 марта 1914 г. отважный исследователь скончался на руках своих товарищей.

ЮБИЛЕЙ АТОМНОГО ФЛОТА

С поиском экспедиции Г. Я. Седова связано первое применение в Арктике авиации. Найти судно «Св. Фока» и базу экспедиции так и не удалось, но эти первые в истории полеты над Арктикой имели большое значение для организации в последующем воздушной разведки ледяных полей.
Одновременно с попытками проникнуть к Северному полюсу в России принимались меры к изучению возможности создания в Заполярье военно-морской базы и сквозного плавания судов по Северному морскому пути. В 1905 г. была произведена съемка мурманского побережья от Териберки до норвежской границы. В сентябре 1906 г. отряд кораблей в составе эскадренных броненосцев «Слава», «Цесаревич» и крейсера «Богатырь» под командованием контр-адмирала И. Ф. Бострема совершил плавание из Балтийского моря вокруг Скандинавии на Север.

ЮБИЛЕЙ АТОМНОГО ФЛОТА

Во время этого похода, предпринятого с целью изучения Северного морского театра и возможности создания здесь базы для русского флота, корабли посетили Екатерининскую гавань, Печенгскую бухту и Териберку.
19 июля 1914 г. вспыхнула Первая мировая война, охватившая Европейский, Азиатский и Африканский континенты, Атлантический, Тихий, Индийский и Северный Ледовитый океаны, многие морские и речные театры. Воюющие государства поставили под ружье свыше 73 млн. человек, а состав их военных флотов превышал 3000 кораблей. Впервые в истории в военных действиях участвовали подводные лодки и авиация.
Наиболее удобные морские пути сообщения через Балтийское и Черное моря оказались прерванными. Выходы из Балтики контролировал германский флот, а из Черного моря — Турция, выступившая на стороне Германии.
Из двух других морских театров — Дальневосточного и Северного — наиболее удобным представлялся Северный с портом Архангельск. Однако опыт первых же морских перевозок показал, что Северный морской театр был совершенно неприспособлен. В первую очередь в Архангельске сооружаются новые пристани, склады и хранилища, углубляется гавань, увеличивается число кранов и буксирных пароходов. В 1915 г. начинается сооружение Мурманского порта в Кольском заливе.
На побережье Баренцева и Белого морей были развернуты дополнительные пункты наблюдения за морскими течениями, движением льдов и изменяемостью ледяного покрова. В 1915 г. группа морских офицеров под руководством известного русского гидрографа Н. Н. Матусевича (в последующем инженер-вице-адмирал, советский гидрограф-геодезист, исследователь Арктики, профессор, доктор физико-математических наук, заслуженный деятель науки и техники, вице-президент Географического общества Союза ССР) тщательно обследовала побережье. В результате ее работ был открыт для плавания восточный фарватер в наиболее сложном районе горла Белого моря.

ЮБИЛЕЙ АТОМНОГО ФЛОТА

Немцы развернули широкую подводную войну и выставили в некоторых районах минные заграждения. Появление минной опасности и резкое сокращение в связи с этим перевозок союзников заставили русское командование принять срочные меры для защиты судоходства на Севере. Для охраны рыбных промыслов ежегодно приходило из Балтийского моря посыльное судно «Бакан». С этого небольшого корабля и начинается история военной флотилии Северного Ледовитого океана. С объявлением войны командир «Бакана» капитан 2 ранга С. М. Поливанов возглавил оборону Архангельского порта.

ЮБИЛЕЙ АТОМНОГО ФЛОТА

В 1915 г. в связи со строительством незамерзающего Мурманского порта и прокладкой подводного телеграфного кабеля, соединившего порт с Англией, русское командование начало срочно создавать эффективную оборону Кольского залива.
В июне 1915 г., когда на театре возникла минная опасность, рыболовные траулеры «Север», «Восток», «Юг» и «Запад», приспособленные под тральщики, выполняли боевое траление в районе горла Белого моря. Тральные работы продолжались до декабря 1915 г. За это время русские и английские тральщики уничтожили 218 мин.
В начале 1916 г. был сформирован специальный отряд для обороны Кольского залива. В него вошли переоборудованные из торговых и промысловых судов вспомогательные крейсеры «Колгуев» и «Василий Великий», тральщик «Восток», гидрографическое судно «Харитон Лаптев», а также минный заградитель «Уссури», прибывший из Владивостока. В марте 1916 г. правительство выкупило у Японии бывшие русские эскадренные броненосцы «Полтава», «Пересвет» и крейсер «Варяг». В первой половине 1916 г. переход на Север совершили миноносцы «Властный» и «Грозовой». В 1917 г. сюда пришли миноносцы «Капитан Юрасовский», «Бесшумный», «Лейтенант Сергеев» и «Бесстрашный». Из подводных лодок на Северный морской театр первой была доставлена «Дельфин». Она стала первенцем русского подводного флота.

ЮБИЛЕЙ АТОМНОГО ФЛОТА

В 1916 г. из Петрограда прибыли еще две малые подводные лодки. Четвертая — «Св. Георгий» — была куплена в Италии. В мае 1917 г. она прибыла в Архангельск, покрыв расстояние свыше 5 тыс. миль. Это был один из наиболее дальних переходов в истории русских подводных лодок, совершенный в военное время и при неблагоприятных метеорологических условиях. Однако русские подводники во главе со своим бесстрашным командиром старшим лейтенантом И. И. Ризничем стойко преодолели все трудности.

ЮБИЛЕЙ АТОМНОГО ФЛОТА

В июле 1916 г. официально, приказом по морскому ведомству было объявлено о сформировании флотилии Северного Ледовитого океана.
Германское командование, стремясь парализовать северные морские сообщения России, летом 1916 г. направило к северным берегам подводные лодки, развернув активные боевые действия, потопив в течение десяти дней 14 транспортов с оружием и техникой.
Наиболее эффективным способом защиты торгового судоходства от немецких подводных лодок стала система конвоев. За время войны по северным морским коммуникациям в обоих направлениях прошло 3580 транспортов, на которых было перевезено в Россию различных грузов 5475 тыс. т и вывезено за границу 4463 тыс. т.
Активные действия германских подводных лодок на северных морских коммуникациях продолжались до глубокой осени 1916 г. В течение трех месяцев лодки торпедами и артиллерией потопили 25 торговых судов и одно захватили. На минах, поставленных ими, подорвались и затонули 4 парохода.
Первая мировая война с особой убедительностью показала огромное значение для России Северного морского театра и необходимость создания здесь достаточно сильного военного флота.
Февральская революция 1917 года внесла разброд и шатание в ряды моряков. В марте 1917 г. на флотилии Северного Ледовитого океана были создан Центральный комитет флотилии Северного Ледовитого океана. И как следствие – полный упадок боеготовности и развал флотилии, чем не преминули воспользоваться исконные враги России на море.
6 марта 1918 г. в Мурманске с английского линейного корабля «Глори» высадился отряд морской пехоты в 170 человек. На следующий день на Мурманском рейде появился английский крейсер «Кокрен», 18 марта — французский крейсер «Адмирал Об», а 27 мая — американский крейсер «Олимпия». Так началась иностранная интервенция на Севере.
1 августа эскадра интервентов из 17 вымпелов появилась у острова Мудьюг на подступах к Архангельску. Во всем Северном крае интервенты объявили военное положение.
В июне — августе 1918 г. на Северный фронт был отправлен 1-й морской береговой экспедиционный отряд балтийских моряков (600 человек), а несколько позже — три гидросамолета. Формируется Северо-Двинская речная флотилия. Организатором Северо-Двинской речной флотилии стал Павлин Федорович Виноградов.

ЮБИЛЕЙ АТОМНОГО ФЛОТА

Моряки флотилии своими активными действиями остановили наступление интервентов и белогвардейцев на котласском направлении. Из военных моряков была сформирована десантная рота. Значительно повысилась мощь артиллерии сухопутных частей и кораблей.
Летом 1919 г. общая обстановка на фронтах гражданской войны начала складываться в пользу Красной Армии. Однако интервенты не прекращали боевых действий до последнего дня пребывания на советской земле. В ночь на 27 сентября последние английские корабли поспешно покинули Архангельск.
Опыт гражданской войны показал возросшее значение Северного морского театра в обороне молодого Советского государства, необходимость всемерного укрепления заполярных морских рубежей страны.
1 марта 1920 г. была сформирована Беломорская флотилия. 25 апреля она переименовывается в Морские силы Северного моря. Первые походы восстановленные корабли совершили в 1921 году. В 1922 году проводились учения и маневры, в которых приняли участие четыре катера-истребителя и шесть тральщиков. Дальний поход совершил флагманский корабль «Ярославна».
Сохранить военный флот на Севере Советской республике не удалось. В мае 1922 года было принято решение о расформировании Морских сил Северного моря.
Однако советских ученых не оставляла мысль об изучении Арктики. Отправной точкой к открытию регулярного сквозного сообщения по Северному морскому пути стала экспедиция выдающегося советского ученого О.Ю. Шмидта, состоявшаяся в 1932 г. на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков». Впервые была осуществлена экспедиция, в ходе которой маршрут Северного морского пути был пройден за одну навигацию.

ЮБИЛЕЙ АТОМНОГО ФЛОТА

В 1933 году были завершены работы по строительству Беломорско-Балтийского канала. Открытие судоходства по каналу позволило перевести с Балтийского моря на Северный морской театр часть кораблей. 15 апреля 1933 г. переход на Север совершили эскадренные миноносцы «Урицкий» и «Куйбышев», сторожевые корабли «Ураган» и «Смерч», подводные лодки «Декабрист» и «Народоволец».
И уже 1 июня 1933 года вновь сформирована военная флотилия. В сентябре 1933 года из Кронштадта в Мурманск прибыл отряд в составе эскадренного миноносца «Карл Либкнехт», сторожевого, корабля «Гроза» и подводной лодки «Красногвардеец». В состав Северной военной флотилии были также включены тральщики «Налим», «Форель» и «Ролик». В 1933 г. в Кольском заливе началось строительство главной базы флота — Полярное. В 1936 г. в бухте Грязная закончилось оборудование морского аэродрома. В 1937 г. в составе флота была создана 45-я отдельная морская эскадрилья. В 1939 г. на флоте был сформирован 118-й авиаполк. В конце 1937 г. флот пополняется новыми подводными лодками типа «Щ».
В 1937 году флотилия была преобразована в Северный флот. В 1938 году подводная лодка «Д-3» впервые в истории Военно-морского флота осуществила подледное плавание в течении 30 минут.

ЮБИЛЕЙ АТОМНОГО ФЛОТА

В 1939 г. из Кронштадта на Север по Беломорско-Балтийскому каналу перешли еще 14 боевых кораблей. Летом 1940 г. в Заполярье были переведены две первые подводные лодки типа «К» вместе с эскадренным миноносцем «Стремительный», двумя плавучими мастерскими и сетевым заградителем. В 1940 г. в составе флота был сформирован 72-й смешанный авиационный полк. Зародилась и начала развиваться противовоздушная оборона флота.
Первое боевое крещение Северный флот принял в войне с Финляндией 1939—1940 гг., в ходе которой 72 командира, старшины и краснофлотца были награждены орденами Советского Союза.
22 июня 1941 г. силы Северного флота к началу Великой Отечественной войны составляли: отдельный дивизион эскадренных миноносцев; бригада подводных лодок; соединение сторожевых кораблей, тральщиков, заградителей и сторожевых катеров охраны водного района главной базы флота. Военно-воздушные силы флота насчитывали 116 самолетов — бомбардировщиков, истребителей и разведчиков. Береговая и противовоздушная оборона состояла из нескольких десятков батарей калибром до 180 мм. Командовал флотом один из наиболее способных и энергичных советских флотоводцев контр-адмирал А. Г. Головко.

ЮБИЛЕЙ АТОМНОГО ФЛОТА

В первый же день войны трехорудийная 130-мм береговая батарея № 221 старшего лейтенанта П. Ф. Космачева, контролировавшая вход в Печенгскую губу, точным огнем потопила вражеский тральщик. На следующий день, батареи старших лейтенантов А. И. Казарина, А. П. Исаева и лейтенанта Б. А. Сацука сбили два фашистских самолета. 24 июня добилась успеха зенитная батарея старшего лейтенанта В. 3. Стебенева, уничтожившая вражеский самолет в районе Полярного. В этот же день боевой счет авиации Северного флота открыл командир эскадрильи 72-го авиаполка старший лейтенант Б. Ф. Сафонов.
В 1941 г. корабли Северного флота совершили 63 выхода и уничтожили 22 артиллерийские и минометные батареи, 17 станковых пулеметов, разрушили 116 дотов, блиндажей и землянок, взорвали 6 складов с боеприпасами, уничтожили большое количество вражеских солдат и офицеров.
Морская авиация наносила удары по наступающему противнику и по его аэродромам, вела воздушные бои, прикрывая свои войска и Мурманск с воздуха. Среди мастеров воздушного боя особенно искусным был командир эскадрильи истребителей Борис Феоктистович Сафонов. За свою короткую боевую деятельность — до июня 1942 г. — он сбил 33 вражеских самолета, из них 30 лично и 3 в групповых боях. За выдающиеся боевые заслуги Сафонов через три месяца после начала войны был удостоен высокого звания Героя Советского Союза, а в июне 1942 г. — второй медали «Золотая Звезда».

ЮБИЛЕЙ АТОМНОГО ФЛОТА

За шесть месяцев 1941 г. авиация Северного флота совершила около 10000 самолето-вылетов, уничтожив около 150 самолетов, 10 артиллерийских и минометных батарей, 11 складов, 76 автомашин, несколько мостов и переправ и большое количество вражеских солдат и офицеров.
Наиболее существенной помощью войскам была высадка морских десантов. Первым был высажен десантный отряд из 529 человек в губе Нерпичья 6 июля 1941 г. В ночь на 8 июля в районе губы Андреева высадился второй тактический десант в составе 500 человек. В состав третьего десанта вошли стрелковый полк и отдельный батальон морской пехоты, возглавляемые майором А. А. Шикитой.
Тяжелая обстановка на сухопутном фронте вынудила командование Северного флота срочно создавать новые части и соединения морской пехоты. В течение 1941 г. им были сформированы отдельная бригада, несколько полков и батальонов общей численностью 10000 человек. Одним из первых североморцев пошел на сухопутный фронт комсомолец старший сержант В. П. Кисляков. В одном из боев в июле 1941 г. он заменил убитого командира взвода, и бойцы под его командованием в течение нескольких часов успешно отражали яростные атаки превосходящих сил противника. За героизм, проявленный в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, Президиум Верховного Совета СССР присвоил Василию Павловичу Кислякову высокое звание Героя Советского Союза.

ЮБИЛЕЙ АТОМНОГО ФЛОТА

Навсегда останется в памяти советских людей легендарный подвиг североморца И. М. Сивко. 2 августа 1941 г., прикрывая отход своих товарищей, бесстрашный воин стойко оборонял важную высоту. Когда у Сивко закончились патроны, фашисты попытались взять его в плен. Подпустив их совсем близко, краснофлотец встал во весь рост и с возгласом «Русские в плен не сдаются!» взорвал последнюю гранату. Ивану Михайловичу Сивко посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

ЮБИЛЕЙ АТОМНОГО ФЛОТА

К октябрю 1941 г. объединенными усилиями приморской группы войск 14-й армии и моряков Северного флота вражеский план захвата Мурманска и Полярного был сорван.
В 1942 г. по Северному морскому пути впервые в истории советского Военно-Морского Флота из Владивостока на Северный морской театр за одну навигацию прошел отряд боевых кораблей. Проводкой отряда руководил капитан 1 ранга В. Н. Обухов. За 61 ходовые сутки корабли прошли свыше 7000 миль, из них около 1000 миль — во льдах.

ЮБИЛЕЙ АТОМНОГО ФЛОТА

В конце 1942 — начале 1943 г. группа подводных лодок под командованием Героя Советского Союза капитана 1 ранга А. В. Трипольского совершила беспримерный в истории подводного плавания переход с Дальнего Востока на Север через Тихий и Атлантический океаны общей протяженностью около 17000 миль, преодолев большие трудности, благополучно прибыли в Полярное.

ЮБИЛЕЙ АТОМНОГО ФЛОТА

Учитывая опыт других флотов, командование Военно-Морского Флота в конце июля создало Северный оборонительный район, в состав которого вошли три морские бригады, несколько отдельных батальонов и береговые батареи. Создание Северного оборонительного района улучшило управление разнородными силами на этом участке фронта и способствовало совершенствованию взаимодействия флота с войсками 14-й армии.
Подводные силы Северного флота были сведены в бригаду. Командовал соединением один из старейших советских подводников капитан 1 ранга Н. И. Виноградов.

ЮБИЛЕЙ АТОМНОГО ФЛОТА

Первой боевого успеха добилась подводная лодка «Щ-402» под командованием капитан-лейтенанта Н. Г. Столбова. 14 июля она проникла в порт Хоннингсвог и двухторпедным залпом потопила транспорт тоннажем 3000 брт.

ЮБИЛЕЙ АТОМНОГО ФЛОТА

21 августа «М-172» под командованием капитан-лейтенанта И. И. Фисановича прорвалась в порт Линахамари и уничтожила стоявшее под разгрузкой крупное судно. На следующий день, выходя из Печенгской губы, она обнаружила и, удачно атаковав, отправила на дно неприятельскую яхту. В апреле — мае 1942 года лодка совершила пять походов и потопила несколько фашистских транспортов.

ЮБИЛЕЙ АТОМНОГО ФЛОТА

2 октября 1941 г. в Петсамо прорвалась подводная лодка «М-171», которую возглавлял капитан 3 ранга В. Г. Стариков. Так были одержаны первые победы североморских подводников. С осени 1941 г. бригада подводных лодок для нарушения коммуникаций противника начала использовать минное оружие и артиллерию. Первую минную постановку (в районе порта Барде) произвела «К-2» под командованием капитана 3 ранга В. П. Уткина.

ЮБИЛЕЙ АТОМНОГО ФЛОТА

Всего подводные лодки в первый период войны совершили более двадцати выходов на минные постановки и выставили у вражеских баз, портов и фьордах свыше 400 мин.
Артиллерийское оружие наиболее эффективно применяли крейсерские лодки типа «К», вооруженные 100-мм пушками. Особенно преуспел в этом командир дивизиона капитан 2 ранга М. И. Гаджиев. Успешно использовали артиллерию также «К-3» (командир капитан 3 ранга К. И. Малофеев) и «К-22» (командир капитан 2 ранга В. Н. Котельников).
Действуя на западном участке коммуникации, «К-3» 3 декабря 1941 г. обнаружила вражеский конвой в составе транспорта в 6000 т и трех кораблей охранения. В течение пяти минут она уничтожила сторожевой корабль и один сторожевой катер, другой катер обратила в бегство. Это был первый на Севере артиллерийский бой подводной лодки с противолодочными кораблями противника.

ЮБИЛЕЙ АТОМНОГО ФЛОТА

Удачно действовала в этот период «М-176» под командованием капитан-лейтенанта И. Л. Бондаревича. Лодка пять раз выходила на вражескую коммуникацию и уничтожила несколько судов противника. Особый интерес представляет боевой поход этой лодки, предпринятый в конце мая 1942 г. На этот раз ей пришлось выдержать бой с неприятельской подводной лодкой в подводном положении.
ЮБИЛЕЙ АТОМНОГО ФЛОТА

В 1942 г. подводники Северного флота, действуя на коммуникациях противника, потопили 46 транспортов и 5 боевых кораблей противника. Их заслуги получили высокую оценку. В гвардейские были преобразованы подводные лодки «Д-3», «М-171», «М-174» и «К-22». Ордена Красного Знамени удостоились «Д-3», «М-172», «Щ-421» и «К-21». Высокое звание Героя Советского Союза было присвоено капитану 1 ранга И. А. Колышкину, капитану 2 ранга М. И. Гаджиеву, капитану 2 ранга Н. А. Лунину, капитану 3 ранга В. Г. Старикову и капитан-лейтенанту И. И. Фисановичу.

ЮБИЛЕЙ АТОМНОГО ФЛОТА

ЮБИЛЕЙ АТОМНОГО ФЛОТА

В борьбе с вражескими перевозками усиливалась активность авиации флота. Она совершала налеты главным образом на порты Киркенес и Петсамо. Летом 1942 года торпедоносная авиация взяла на свое вооружение метод «свободной охоты». В течение 1942 г. авиаторы Северного флота совершили свыше 1200 самолето-вылетов для действий на коммуникациях, разведки, бомбардировки портов и конвоев и постановки мин.
Боевые действия торпедных катеров на вражеских коммуникациях начались в августе 1941 года. Первая встреча с врагом произошла в ночь на 12 сентября. В результате атаки был потоплен сторожевой корабль. В первый период войны торпедные катера, совершив свыше 140 катеро-выходов в море, уничтожили 5 транспортов и кораблей противника. В 1941 — 1942 гг. эти катера у портов Киркенес, Петсамо и Вардё скрытно выставили 72 мины.
Для нарушения морских сообщений врага активно использовалась береговая артиллерия. С первых дней войны она успешно осуществляла блокаду важнейшего порта противника Петсамо. Артилеристы свыше 60 раз открывали огонь по врагу, уничтожив 11 боевых кораблей и транспортов, 9 судам были нанесены серьезные повреждения, за что 221-я батарея и 113-й артдивизион были награждены орденом Красного Знамени.
После того как немецко-фашистский план захвата Мурманска провалился, одной из основных задач Северного флота стала защита морских коммуникаций страны в Заполярье. Движение союзных конвоев на Севере началось в конце августа 1941 г.
Яркой страницей в летопись боевых действий на море вошел подвиг экипажа теплохода «Старый большевик». В мае 1942 г. судно в составе конвоя «РQ-16» с грузом взрывчатки на борту следовало в Советский Союз. На переходе теплоход подвергся ожесточенным атакам фашистской авиации. В течение трех суток экипаж отбил 47 налетов самолетов. Транспорт получил многочисленные повреждения. Одна из бомб вызвала на теплоходе пожар, создалась угроза взрыва опасного груза. Командир конвоя предложил экипажу перейти на один из союзных транспортов. Но советские моряки отказались это сделать. Героическими усилиями они потушили пожар, ввели в строй поврежденные машины и привели транспорт к месту назначения. За этот подвиг «Старый большевик» был награжден орденом Ленина, а его капитан И. И. Афанасьев, первый помощник капитана М. П. Петровский и рулевой Б. И. Аказенок удостоились высокого звания Героя Советского Союза.

ЮБИЛЕЙ АТОМНОГО ФЛОТА

Особое значение для обороны страны приобрел Северный морской путь, обеспечивавший связь между советским Заполярьем и Дальним Востоком. В первый период войны по внутренним морским коммуникациям силами флота было проведено в 562 конвоях 910 транспортов, в их сопровождении участвовало 840 кораблей эскорта.
Войска Карельского фронта и Северный флот начали 1943 год обычными боевыми действиями. Конкретные задачи Северного флота на 1943 год: прикрытие союзных конвоев в операционной зоне флота, нарушение коммуникаций противника, защита своих коммуникаций и побережья, оборона Арктики и полуостровов Рыбачий и Средний, содействие приморскому флангу Карельского фронта. В 1943 г. силы Северного флота потопили 139 транспортов, 41 боевой корабль и 12 мелких судов противника; кроме того, 37 транспортов и 6 кораблей было повреждено.
В 1943 г. ордена Красного Знамени удостоились бригада подводных лодок, подводные лодки «Щ-403» и «Щ-404», эскадренный миноносец «Куйбышев», 12-я бригада морской пехоты, 5-й отдельный зенитный артиллерийский дивизион, 113-й отдельный артиллерийский дивизион, тральщик № 32. Гвардейскими стали подводные лодки «М-172», «Щ-402», «Щ-422», эскадренный миноносец «Гремящий». 24-й минно-торпедный полк был преобразован в 9-й гвардейский минно-торпедный полк.
В 1944 году, к началу Петсамо-Киркенесской операции вражеская группировка на мурманском направлении насчитывала 53000 человек. Решение командующего Карельским фронтом предусматривало: прорвать оборону противника на участке озера Чапр, высота 237 и, развивая удар на Луостари, Печенга, разгромить 2-ю немецкую горнострелковую дивизию, овладеть районом Луостари, Печенга и во взаимодействии с частями Северного флота окружить и уничтожить западнолицкую группировку врага юго-восточнее реки Титовка; в дальнейшем, развивая наступление, овладеть районом Никель, Салмиярви и, выйдя на государственную границу с Норвегией, полностью очистить Печенгскую область.
Во время наступления советскими войсками было предпринято несколько морских десантов. Первым в порт Линахамари прорвался катер Героя Советского Союза капитан-лейтенанта Александра Шабалина — командира отряда катеров, единственного моряка, ставшего во время войны дважды Героем Советского Союза и получившего вторую Золотую Звезду именно за успешную высадку десанта в Линахамари.

ЮБИЛЕЙ АТОМНОГО ФЛОТА

В составе десанта был и наш земляк, ныне почивший капитан первого ранга в отставке Казаков Николай Петрович. Когда водружали знамя на немецком штабе, Николай получил осколочное ранение. За участие в освобождении Линахамари Николай Петрович был награжден орденом Красной звезды.

ЮБИЛЕЙ АТОМНОГО ФЛОТА

За доблесть и героизм в боях с врагом 51 часть и соединение армии и флота были удостоены почетных наименований Печенгских и Киркенесских, 70 частей и соединений награждены орденами.
К исходу Великой Отечественной войны силами Северного флота были уничтожены свыше 200 боевых кораблей и вспомогательных судов, более 400 транспортов общим тоннажем свыше 1 миллиона тонн, около 1300 самолетов врага. Была обеспечена проводка 76 союзных конвоев с 1463 транспортами и 1152 кораблями охранения. По внутренним коммуникациям Ледовитого океана было проведено 1548 конвоев. Соединениями и частями флота, действовавшими на сухопутном фронте, истреблены десятки тысяч фашистских солдат и офицеров.
7 мая 1965 года в ознаменование 20-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов Северный флот был награждён орденом Красного Знамени.
За героизм и мужество, проявленные в боях, 85 матросов, старшин, сержантов и офицеров были удостоены высокого звания Героя Советского Союза, трое из них — летчик Б. Ф. Сафонов, катерник А. О. Шабалин и разведчик В. Н. Леонов — стали дважды Героями Советского Союза.

ЮБИЛЕЙ АТОМНОГО ФЛОТА

Среди Героев Советского Союза были и наши земляки – Сумчане: командир отряда торпедных катеров капитан-лейтенант Лозовский Василий Михайлович и командир отделения роты автоматчиков старший сержант Компанеец Федор Григорьевич.

ЮБИЛЕЙ АТОМНОГО ФЛОТА

Военные действия в Заполярье закончились, но высокая минная опасность на театре затрудняла плавание боевых кораблей, перевозки народнохозяйственных грузов, лов рыбы и промысел морского зверя. Североморцам предстояло протралить 38 закрытых для мореплавания районов общей площадью около 10000 квадратных миль. Уже к июню 1945 года на его счету было 115 вытраленных мин. К 1953 г. траление на театре в основном было завершено. С этого времени судоходство было открыто на всех северных морских коммуникациях.
В начале июня 1945 г. отряд кораблей под командованием контр-адмирала В. А. Фокина совершил одно из первых послевоенных совместных плаваний.

ЮБИЛЕЙ АТОМНОГО ФЛОТА

Вторая мировая война оказала мощное влияние на развитие подводного кораблестроения. В результате осуществления послевоенных судостроительных программ в период с 1946 по 1954 г. было построено 154 ПЛ. К началу 1958 г. были построены 260 ПЛ, начато строительство атомных подводных лодок. 1 июля 1958 года был поднят Военно-морской флаг на первой отечественной атомной подводной лодке «К-3» (впоследствии получившей наименование «Ленинский комсомол»). 10 апреля 1959 года АПЛ «К-3» вступила в состав Северного флота.

ЮБИЛЕЙ АТОМНОГО ФЛОТА

23 июля 1959 года первому командиру первой атомной подводной лодки «Ленинский комсомол» капитану 1-го ранга Леониду Осипенко присвоили звание Героя Советского Союза. Это награждение стало первым среди подводников Северного флота после Великой Отечественной войны.

ЮБИЛЕЙ АТОМНОГО ФЛОТА

17 июля 1962 года, совершив поход подо льдами Арктики, атомная подводная лодка "Ленинский комсомол" впервые в истории всплыла в районе Северного полюса, где её экипаж водрузил Государственный флаг СССР и Военно-Морской флаг.

ЮБИЛЕЙ АТОМНОГО ФЛОТА

Всего с 1962 года подводники побывали на Северном полюсе и выполняли задачи в приполюсных районах более 300 раз. Среди первопроходцев в освоении подводных атомоходов был и капитан 3 ранга В. Н. Чернавин.

ЮБИЛЕЙ АТОМНОГО ФЛОТА

Первый поход к Северному полюсу совершила атомная подводная лодка «Ленинский комсомол» под командованием капитана 2 ранга Л. М. Жильцова. 22 июля 1962 г. вся страна узнала о подвиге экипажа атомохода «Ленинский комсомол». Подводная лодка, достигнув подо льдами Северного полюса, дважды прошла под ним, всплыла в его районе, и подводники водрузили там Государственный флаг СССР.

ЮБИЛЕЙ АТОМНОГО ФЛОТА

Через год после похода «Ленинского комсомола» перед североморскими подводниками была поставлена задача — точно всплыть в географической точке Северного полюса. Она была возложена на экипаж атомной подводной лодки, которой командовал капитан 2 ранга Ю. А. Сысоев. 29 сентября 1963 г. подводная лодка вышла в географическую точку Северного полюса и всплыла. Точно на широте 90° были установлены Государственный флаг СССР и Военно-морской флаг. За этот подвиг подводная лодка удостоилась ордена Красного Знамени, а Ю. А. Сысоеву было присвоено звание Героя Советского Союза.

ЮБИЛЕЙ АТОМНОГО ФЛОТА

В сентябре 1963 года две атомные подводные лодки Северного флота впервые в истории совершили переход подо льдами Арктики с Северного флота на Тихоокеанский флот. В последующие годы такой переход совершили более 25 подводных лодок.
В феврале — марте 1966 г. группа атомных подводных лодок успешно совершила кругосветный поход. Это было первое в истории советского Военно-Морского Флота групповое плавание лодок в подводном положении вокруг земного шара. Подводные атомоходы в течение полутора месяцев прошли в подводном положении около 40000 километров.
Подводниками Северного флота с 1962 по 1996 годы было совершено более 300 плаваний в приполюсные широты. Более 25 подводных лодок провели межфлотские переходы Северным морским путем с Северного на Тихоокеанский флот и с Тихоокеанского - на Северный.
Североморские летчики по праву гордятся тем, что в их рядах служил первый в мире космонавт Ю. А. Гагарин.

ЮБИЛЕЙ АТОМНОГО ФЛОТА

Неизмеримо возросли возможности палубной авиации с появлением самолетов вертикального взлета и посадки, ставших грозным оружием флота. Первым плавающим аэродромом для них стал крейсер «Киев».

ЮБИЛЕЙ АТОМНОГО ФЛОТА

Полковник Феоктист Матковский впервые поднял в небо самолет с палубы корабля. Позже он командовал полком ВВС КСФ, базировавшимся на ТАКР "Киев". Первым среди лётчиков освоил Як-38. Погиб во время тренировочного полёта на МиГ-21У.

ЮБИЛЕЙ АТОМНОГО ФЛОТА

За выдающиеся заслуги в освоении современной авиационной техники, в обучении и воспитании летных кадров, многолетнюю безаварийную работу многим авиаторам-североморцам были присвоены почетные звания «Заслуженный военный летчик СССР», «Заслуженный военный штурман СССР».
Однако послевоенное время – это не только эпоха развития атомного флота, но и время катастроф, не вернувшихся с боевой службы в период необъявленной «Холодной войны».
Хроника трагедий Краснознаменного Северного флота
27.01.1961. - С-80 - проект 644 - затонула в Баренцевом море. Погибло 68 человек.
01.06.1961. - К-8 - проект 627А. Во время отработки задач боевой подготовки произошёл разрыв парогенератора. Один человек комиссован с острой формой лучевой болезни. Часть личного состава получила различные дозы облучения.
12.04.1961. - К-19 - проект 658 - едва не столкнулась с АПЛ USS «Nautilus» (SSN-571). 1961. - при погрузке ракет в шахты был насмерть раздавлен крышкой люка матрос.03.07.1961. - во время учений «Полярный круг» в районе норвежского острова Ян-Майен сработала аварийная защита реактора левого борта. В процессе аварийных работ по созданию резервной системы охлаждения реактора 8 членов экипажа получили дозы радиоактивного облучения. Они погибли от лучевой болезни, прожив после аварии от одной до трёх недель. Ещё 42 человека получили значительные дозы радиации. 15.11.1969. во время отработки учебных задач на полигоне в Белом море, на глубине 60 м, столкнулась с американской АПЛ Gato (SSN-615). 24.02.1972. – погибло 30 человек (28 членов экипажа и 2 спасателя). При возвращении в базу с боевого патрулирования в Северной Атлантике произошел объёмный пожар в девятом отсеке. 15.08.1982. - печально известная К-19 «Хиросима». При проведении профилактических работ в аккумуляторном отсеке на разнополярные контакты попал посторонний предмет. Электрической дугой были серьёзно обожжены 3 человека. Один из них 20 августа скончался в госпитале.
11.01.1962. - Б-37 и С-350 - погибла в результате пожара и взрыва всего боезапаса первого отсека. Весь экипаж Б-37 (59 человек) моментально погиб в результате воздействия ударной волны и отравления газообразными продуктами взрыва. Вторым корпусом к Б-37 стояла подводная лодка С-350. После взрыва в прочном корпусе первого отсека С-350 образовалась трещина, первый и второй отсеки заполнились водой. Погибли 11 человек. Во время взрыва на Б-37 непосредственно на пирсе проходили занятия строевой подготовки. Погибло 52 матроса и мичмана.
12.02.1965. - К-11 - проект 627А. При отделении крышки от корпуса произошел выброс радиоактивной паровоздушной среды из-под крышки и начался пожар. В результате погибла часть личного состава АПЛ, остальные получили большие дозы облучения.
20.11.1965. - К-74- проект 675 - обрыв лопаток главной турбины.
15.07.1967. - Б-31 - проект 641 - Во время шестидневной арабо-израильской войны патрулировала побережье Египта. В Тунисском проливе Средиземного моря в трюме центрального поста, произошло возгорание топлива. Из-за неисправности средств пожаротушения отсек был оставлен экипажем и задраен. В дыму погибли 4 моряка.
08.09.1967. - К-3 «Ленинский комсомол» - проект 627А - пожар в I и II отсеках при нахождении на боевом дежурстве в Норвежском море. 39 человек погибло.
24.05.1968. - К-27- проект 645 - выброс радиоактивного газа в реакторный отсек. Погибло 5 человек.
09.10.1968. - К-131- проект 675 - столкновение с иностранной ПЛ.
12.04.1970. - К-8- проект 627А - погибла в Бискайском заливе. Погибло 52 члена экипажа.
11.12.1975. - К-447 "Кисловодск" - проект 667Б «Мурена». Подводная лодка стояла в базе. Внезапно налетел ураган. Лодка снялась со швартовых и вышла в море. Швартовые команды ещё убирали концы, когда лодку накрыло несколькими мощными волнами. Шесть человек оказались за бортом, тела нашли только следующим утром.
30.03.1976. - К-77- проект 651 - пожар в 5 отсеке. Погибло 2 человека.
24.09.1976. - К-47- проект 675 - пожар на борту во время движения в Северной Атлантике. Погибло 3 человека.
18.10.1976. - К-387 - проект 671РТ. Авария ГЭУ, 1 человек погиб.
6.01.1977. - К-115 - проект 627А. В результате попадания масла в регенераторный патрон ИДА он воспламенился. Один человек получил ожоги 60 % тела и скончался.
11.12.1978. - К-171- проект 667Б. В результате неправильных действий экипажа несколько тонн воды вылилось на крышку реактора. Чтобы проверить обстановку командир БЧ-5 и ещё двое подводников зашли в отсек и задраились, после чего из-за роста температуры и давления открыть люк не смогли и погибли.
23.05.1981. - К-211 - проект 667БДР. В подводном положении произошло столкновение с неизвестной ПЛ.
08.04.1982. - К-123 - проект 705K. В районе острова Медвежий (Баренцево море) произошла авария энергетической установки с выбросом жидкометаллического теплоносителя в реакторный отсек. Лодка лишилась хода, была отбуксирована в базу. Члены экипажа получили различные дозы облучения.
08.06.1984. - К-131 - проект 675 - при возвращении с боевого дежурства в базу на Кольском полуострове возник пожар в восьмом отсеке, распространившийся в соседний, 7-й отсек. 13 членов экипажа погибло.
23.10.1984. - К-424 - проект 667БДР. При подготовке к выходу в море из-за неправильных действий экипажа разорвался трубопровод ВВД. Множество раненых, двое погибших.
03.10.1986. - K-219 - проект 667АУ. Погиб из-за пожара во время боевого патрулирования в Саргассовом море Атлантического океана. Крейсер затонул при буксировке в условиях шторма на глубине 5 500 м, унеся с собой 7 человеческих жизней. Ценой своей жизни матрос Преминин Сергей Анатольевич заглушил реактор и предотвратил ядерную аварию. Указом Президента РФ № 844 от 7 августа 1997 ему присвоено звание Герой Российской Федерации (посмертно).

ЮБИЛЕЙ АТОМНОГО ФЛОТА

05.01.1988. - Б-33 - проект 658М - пожар на борту при нахождении в базе, 1 человек погиб.
12.02.1988. - К-14 - проект 627А. Пожар в трюме 7 отсека при нахождении в базе. Пожар ликвидирован, но один человек погиб.
07.04.1989. - К-278 «Комсомолец» - проект 685. 42 члена экипажа погибло.
05.09.1990. - Б-409 - проект 641 - При погрузке торпед лопнул трос, погиб матрос-торпедист.
11.02.1992. - К-276 - проект 945 - столкновение с АПЛ США у острова Кильдин, в территориальных водах России.
29.05.1992. - Б-502 - проект 671РТМ. При возвращения в базу произошёл взрыв, начался пожар. Пять человек ранено, один скончался по пути в госпиталь.
20.03.1993. - К-407 - проект 667БДРМ - столкновение с АПЛ США в Баренцевом море.
6.01.1998. - Б-527 - проект 671РТМ - во время ремонта реактора началось поступление в отсек радиоактивной воды из первого контура. Пять человек получили острое отравление, один через 6 часов скончался в госпитале.
12.08.2000. - К-141 «Курск» - 949А «Антей». Затонула в Баренцевом море, в 137 км от Североморска. Погибло 118 человек экипажа, в числе которых был уроженец Сумской области капитан 3 ранга Вячеслав Алексеевич Безсокирный.

ЮБИЛЕЙ АТОМНОГО ФЛОТА

30.08.2003. - Б-159. Затонула вблизи острова Кильдин на глубине 240 метров во время буксировки. 9 членов экипажа погибло.
06.09.2006. - «Даниил Московский» (Б-414) - проект 671РТМ (К). При нахождении на полигоне в Баренцевом море возник пожар в электромеханическом отсеке лодки. Погибло 2 члена экипажа.
И все же, несмотря на потери, ни одна морская держава не имела такого флота, какой был у СССР в годы Холодной войны, — ни по количеству кораблей, ни по скорости хода, ни по глубине погружения, ни по выносливости экипажей. Именно с его помощью был достигнут стратегический паритет между противостоявшими военно-политическими блоками. К середине 1980-х годов отечественный подводный флот оказался на вершине своего могущества, став океанским, ракетным, атомным.
Ни один из этих рекордов до сих пор не превзойдён.
Первый в мире старт баллистической ракеты с подводной лодки был осуществлён 16 сентября 1955 года с борта Б-67 (командир капитан 1 ранга Фёдор Козлов).