ПОМНИ ВОЙНУ
Почему адмирал Макаров призывал помнить войну? «Чудит старик, – посмеивались подчинённые, – повесил в кабинете лозунг «Помни войну!», засыпает руководство докладными о необходимости срочно укреплять Порт-Артур и готовить Тихоокеанский флот к войне. Ему из Кронштадта, видите ли, виднее». Они не понимали, что Макарову и на самом деле «виднее». И только начавшаяся Русско-японская война подтвердила полную правоту адмирала. Тогда его и направили в Порт-Артур спасать положение. Но было уже поздно.
Кем был адмирал Макаров? Чудным стариком, провидцем или талантливым моряком? В предверии его 165 летия со дня рождения и 110 летия со дня гибели постараюсь коротко описать жизненный путь человека – автора простой, но гениальной фразы: «Помни войну».
Имя Степана Осиповича известно каждому жителю Николаева и буквально с пелёнок вызывает закономерную гордость и уважение. Его заслуги в мореплавании непререкаемы и являются национальным достоянием как Украины, где он родился и прожил первые годы своей жизни, так и России, которой он верой и правдой служил до последнего своего вздоха.
Степан Осипович Макаров родился 8 января 1849 года (по новому стилю) в Николаеве-на-Буге в семье из солдатской династии. Солдатами были оба его деда, а отец только за полгода до рождения сына дослужился до прапорщика – событие по тем временам редкое.
Наследство Макарова богато и разнообразно. Участник нескольких войн, командовавший кораблями и эскадрами, изобретатель и судостроитель, создатель первого в России ледокола, учёный, удостоенный Макарьевской премии Академии наук, автор многих книг и статей — вот далеко не полный перечень его деяний. Был истинно православным человеком, преданным слугой Государю, заботливым к подчинённым, добрым семьянином, обаятельным и остроумным человеком. Но главное, что нечасто бывает у русских, обладал практической сметкой и деловитостью, настойчивостью в достижении цели, умением без робости возобновить дело после первой неудачи. Наконец, он был единственным из русских флотоводцев, которому довелось послужить на всех четырёх флотах: Балтийском, Черноморском, Тихоокеанском и Северном, который он, по сути, и создал. Погиб Степан Осипович на командирском мостике флагманского броненосца «Петропавловск» во время Русско-японской войны под Порт-Артуром.
Детство Макаров провёл в Николаеве, девяти лет переехал с семьёй в Николаевск-на-Амуре. Там он поступил в морское училище, готовившее штурманов.
В свой первый морской поход двенадцатилетний кадет Степан Макаров вышел в мае 1861 года на клипере «Стрелок» из Николаевска-на-Амуре в залив Де-Кастри и военный пост Дуэ.
В июле 1863 года кадет Макаров совершает девятимесячное плавание к берегам Америки, посетив город-порт Сан-Франциско и Аляску, приобретая знания и навыки флотской службы. Во время дальнего похода Степан по своей инициативе усиленно изучает английский и французский языки, что даёт ему возможность свободно общаться с американцами, удивляя своим грамотным произношением.
Вернувшись с похода, Макаров переходит в старший класс и назначается фельдфебелем, что говорит о примерных знаниях и безукоризненной дисциплине. Также, ввиду недостатка преподавателей, ему поручено заниматься с младшими воспитанниками. 23 апреля 1865 года 16-ти летний Макаров оканчивает училище и отправляется в плавание на пароходе «Америка».
Исключительные способности Макарова были замечены командующим Тихоокеанской эскадрой контр-адмиралом Казакевичем.
Он назначает кадета для прохождения морской практики на боевых судах эскадры.
Эскадренный командир адмирал Андрей Попов, познакомившись с Макаровым лично, переводит его на свой флагманский корвет «Богатырь» и приказывает столоваться у себя в адмиральской каюте.
По ходатайству Козакевича перед высшими инстанциями в Петербурге Макаров в 1867 г. был произведён в гардемарины с зачислением в воспитанники Морского кадетского корпуса. После двухлетних учебных плаваний в Атлантическом океане молодой моряк заслужил производство в первый офицерский чин - мичмана. Уже в 1867 г. он напечатал в «Морском сборнике» свою первую научную статью – «Инструмент Аткинса для определения девиации в море».
Благодаря знанию иностранных языков и тяге к обучению, Макаров стал одним из образованнейших молодых офицеров. В те годы родился его принцип: «В море - дома, на берегу - в гостях».
С молодых лет Макаров разрабатывал изобретения, принесшие ему всемирную известность. Первым стал пластырь, которым в случае столкновения следовало заделывать пробоину в борту.
В первом походе, уже в офицерском чине, на броненосной лодке «Русалка» в 1869 г. Макаров начал исследовать проблему непотопляемости корабля.
Молодой офицер предложил новаторские идеи: о разделении корабля на водонепроницаемые отсеки, об установлении магистральных трубопроводов с мощными помпами и ответвлениями в отсеках, использовании специальных пластырей для заделывания пробоин.
Занимавшийся постройкой броненосного флота А.А. Попов с 1872 года привлёк лейтенанта Макарова к обеспечению непотопляемости новых кораблей.
В 1875 году Макаров издал работу «О непотопляемости судов», в которой изложил этот опыт и свои выводы. Как главный специалист по непотопляемости, он читал лекции в Кронштадте.
В 1876 г. Степан Осипович был переведён на Черноморский флот. В это время на Балканах зрела война, и Макаров выдвинул проект, в котором предложил переоборудовать быстроходные паровые корабли для перевозки минных катеров в район стоянки судов противника с целью проведения атак. Он предлагает невиданные до того «партизанские» приёмы борьбы на море — атаковать броненосные суда противника малыми и быстроходными судами с минами, действуя по ночам у берегов противника.
Получив в своё командование пароход «Великий князь Константин», Макаров за четыре месяца кропотливой инженерной работы переоборудовал его в соответствии со своим проектом, чем и положил начало созданию миноносных кораблей и торпедных катеров.
Пройдёт совсем немного времени, и его назовут «Дедушкой минного флота», а наиболее восторженные почитатели — «Отцом миноносного флота».
К началу Русско-турецкой войны, в апреле 1877 г., пароход встал в боевой строй и вскоре начал крейсерские действия у турецких Анатолийских берегов. Макаров осуществил несколько успешных атак спускаемыми на воду катерами, использовал шестовые мины, впервые в русском флоте применил самодвижущуюся мину-торпеду Уайтхеда.
Менее чем за год он получил шесть наград: золотое оружие, ордена святого Владимира 4-й степени и святого Георгия 4-й степени, чин капитан-лейтенанта, капитана 2-го ранга, звание флигель-адъютанта.
После окончания войны Макаров занимался эвакуацией войск, а в 1880 - 1881 гг. был привлечён генералом Скобелевым к участию в среднеазиатской Ахалтекинской экспедиции. На новом театре военных действий он организовывал доставку грузов и припасов из Астрахани в Красноводск. Знаменитый Скобелев был чрезвычайно доволен своим помощником по морской части, и в знак взаимного расположения они обменялись Георгиевскими крестами (со скобелевским Георгием Макаров не будет расставаться до последнего дня своей жизни).
В конце 1881 г. Степан Осипович был назначен командиром парохода «Тамань», стоявшего стационаром в Константинополе.
Корабль почти не двигался, что побудило Макарова заняться исследованием течений в проливе Босфор. Написанный в результате этих исследований труд «Об обмене вод Черного и Средиземного морей» был удостоен премии Российской Академии наук.
С 1882 г. капитан 1-го ранга Макаров служил на Балтийском флоте, постоянно выдвигал новые идеи по улучшению оборудования кораблей и их боевого использования.
Степану Осиповичу не дают «засидеться» ни на одной должности. Его новаторство и активная деятельность необходимы повсюду. В мае 1886 года Макаров уходит в кругосветное плавание на только что построенном быстроходном корвете «Витязь».
Он совершил кругосветное плавание из Кронштадта - через Магелланов пролив, Иокагаму, Сингапур, Суэцкий канал, Гибралтар, провёл многие гидрологические и метеорологические наблюдения, которые затем изложил в двухтомной работе «"Витязь" и Тихий океан». Плавание получило широкую известность и принесло исследователю новые награды от Академии наук.
Вспыхнувшая в 1877-1878 годах Русско-турецкая война не могла обойтись без Макарова. В одном из морских рейсов судьба свела Степана Осиповича с художником – баталистом и патриотом Отечества Василием Верещагиным. Вскоре Макаров с Верещагиным расстались, не подозревая, что встретятся через 16 лет…
В 1890 г. Макаров, произведенный в контр-адмиралы, став младшим флагманом на Балтийском флоте, в следующем году - главным инспектором морской артиллерии. Сочетая инспекторскую работу с исследованиями, он изобрёл бронебойные наконечники к артиллерийским снарядам, которые впоследствии успешно использовались в Русско-японской войне.
С 1894 г. Макаров командовал эскадрой в Средиземном море, держа флаг на броненосце «Николай I», затем с эскадрой перешёл в Тихий океан.
В связи с агрессией Японии против Китая (1894 - 1895 гг.) В отличие от многих высших петербургских сановников и военно-морских чинов Макаров предвидел возможность столкновения с Японией и отчётливо представлял трудности этой войны. Результатом раздумий флотоводца-учёного над проблемой боевой готовности русского флота стал его капитальный труд «Рассуждения по вопросам морской тактики» (1897 г.). В труде с эпиграфом «Помни войну» он изложил основы ведения эскадренного боя кораблями броненосного флота, большое внимание было уделено также анализу роли морального фактора в морских сражениях. Свои мысли о подготовке к войне вице-адмирал отстаивал в комиссиях по обсуждению судостроительной программы и вооружению приморских крепостей. Он настаивал на разработке плана ведения возможной войны на Дальнем Востоке, на скорейшем укреплении Порт-Артура и Владивостока, но Военное и Морское министерства действовали очень медленно, не поручая энергичному адмиралу ни новых дел, ни новых постов.
В конце 90-х гг. Макаров переключил свою энергию на арктические исследования, и плодом его деятельности стал первый в России ледокол «Ермак».
Самый мощный в мире ледокол строился в Ньюкасле по его инициативе, под его наблюдением и при личном участии Степана Осиповича в конструировании многих узлов. В марте 1899 г. он перешёл на построенном ледоколе из Ньюкасла в Кронштадт, преодолев льды Финского залива, затем совершил поход в Ревель (Таллинн). После этих испытаний Макаров водил «Ермак» в арктические экспедиции к Шпицбергену, Земле Франца-Иосифа и северо-западному берегу Новой Земли.
В 1899 г. адмирал Макаров был назначен главным командиром Кронштадтского порта. При спасении в 1900 г. броненосца «Генерал-адмирал Апраксин» у острова Гогланд по предложению Макарова использовалась радиосвязь – новейшее изобретение А.С.Попова.
Помня о надвигающейся войне с Японией, Степан Осипович сожалел, что ему не поручают дальневосточных дел. Адмирал по-прежнему много писал, в 1903 г. издал труд «Без парусов», в котором изложил свои взгляды на обучение и воспитание личного состава парового военного флота.
В конце января 1904 г. грянула война с Японией, и сразу же Макаров обратился к морскому министру с письмом, где высказал свои опасения по поводу судьбы Тихоокеанской эскадры и Порт-Артура. Первые дни войны подтвердили его опасения: русский флот был атакован японцами, понёс ощутимые потери и, отступив в Порт-Артурскую гавань, оказался в сложном положении. В феврале высочайшим повелением адмирал Макаров, получив благословение Ионна Крондштатского, был назначен командующим флотом на Тихом океане, где ему пришлось своей жизнью заплатить за те ошибки, которые он тщетно пытался предотвратить.
Командовать Макаров начинает уже в поезде — по телеграфу адмирал добивается улучшения снабжения Порт-Артурской крепости углём, боеприпасами, а также перевода хорошо зарекомендовавших себя на других флотах офицеров.
Утром 24 февраля флаг командующего взвился уже в Порт-Артуре на мачте быстроходного крейсера «Аскольд».
Вслед за инструкциями для боя, организации сигнальной связи, перекидной стрельбы, разведения котлов, разосланными по эскадре, он приступил к практическому обучению экипажей. Командующий организовал регулярные выходы эскадры в море для производства маневрирования и стрельб, ведение тщательной разведки противника, постановку минных и других заграждений в Порт-Артурской гавани, траление мин противника на внешнем рейде. Дважды Макарову активными действиями своих кораблей удалось предотвратить попытки японского флота адмирала Того запереть русскую Тихоокеанскую эскадру на внешнем рейде и заблокировать Порт-Артур. В этих боевых действиях командующий принимал личное участие.
В последние февральские дни 1904 года в Порт-Артур прибыл в творческую поездку художник-баталист Верещагин. Произошла теплая встреча давних знакомых, и Верещагин принял предложение Степана Осиповича быть его гостем на броненосце «Петропавловск».
30 марта 1904 г. Командующий Тихоокеанским флотом адмирал Макаров выслал отряд миноносцев в разведывательный рейд, а на следующее утро, узнав, что миноносец «Страшный» расстреливается японцами в море, выслал ему на выручку крейсер «Баян», затем и сам вышел в море, держа флаг на «Петропавловске».
Отогнав неприятеля и преследуя его, Макаров, встретив главные силы японского флота, повернул назад, в Порт-Артурскую гавань. 09 часов 43 минуты. У правого борта «Петропавловска» раздался взрыв. Над броненосцем мгновенно вырос громадный, раза в два превышающий его высоту, столб чёрно-бурого дыма и пламени, который окутал весь корабль. Затем под мостиком корабля раздался ещё один взрыв — более мощный и звучный. Из середины броненосца выплеснулась масса огня с жёлто-зелёным и бурым дымом.
Фок-мачта всей тяжестью обрушилась на развороченный мостик, где ничком лежал в крови Адмирал. В 09 часов 45 минут броненосец, объятый пламенем, начал быстро уходить под воду. Погиб и Василий Верещагин, так и не успев закончить портрет Макарова, унеся на дно моря, все свои Порт-Артурские работы.
С гибелью любимого командующего офицеры и матросы поняли, что утеряна последняя надежда на улучшение положения. Узнав о гибели Макарова, японцы резко активизировали свои действия на море и на суше; в декабре они овладели Порт-Артуром, затем разбили русские эскадры, пришедшие с Балтики в Цусимском сражении. Поражение России в войне стало неизбежным.
Степан Осипович Макаров погиб на 56-м году жизни. Перед светлой памятью русского флотоводца и учёного-новатора склонили головы друзья в России и люди, далеко за её пределами.
В 2005 году китайскими водолазами, обследовавшими погибшие корабли в гавани Порт-Артура, были найдены останки шести тел, на одном из которых были частично сохранены адмиральские знаки различия. Останки были переданы китайским властям, которые захоронили их в братской могиле. Броненосец «Петропавловск» и по сей день покоится на 36-метровой глубине Жёлтого моря.
В честь прославленного адмирала 15 апреля 1908 года был поднят флаг на построенном крейсере «Адмирал Макаров», в Кронштадте и Николаеве сооружены памятники.
Имя Степана Осиповича Макарова носят:
• город в Сахалинской области;
• котловина Макарова;
• Государственный университет морского и речного флота в Санкт-Петербурге;
• Национальный университет кораблестроения в Николаеве (Украина);
• Тихоокеанский военно-морской институт во Владивостоке;
• несколько улиц в различных городах России и Украины.
• установлен бюст в Смоленске и обелиск в селе Янракыннот Чукотского АО.
Несколько кораблей в разное время носили название «Адмирал Макаров». После окончания Великой Отечественной войны лёгкий крейсер «Нюрнберг» по репарациям был передан СССР. Корабль был зачислен в списки Советского военно-морского флота. 13 февраля крейсер переименовали в «Адмирал Макаров». В Советском военно-морском флоте корабль служил до 1959 года.
В 1958 году в честь прославленного флотоводца ледокол «В.Молотов» был переименован в «Адмирал Макаров».
Большой противолодочный корабль проекта 1134-А «Адмирал Макаров» 2 февраля 1968 года зачислен в списки кораблей ВМФ и 23 февраля 1969 года заложен на заводе имени А.А. Жданова (Северная верфь) в Ленинграде (заводской № 724), спущен 22 января 1970 года, вступил в строй 25 октября 1972 года и 22 января 1973 года включён в состав КСФ. С 24 по 29 сентября 1974 года нанёс визит в Гавану (Куба) и с 2 по 6 декабря 1974 года - в Касабланку (Марокко). 3 июля 1992 года разоружён и исключён из состава ВМФ, 31 декабря 1992 года расформирован.
В 1975 году на Хельсингской верфи построен дизельный полярный ледокол «Адмирал Макаров».
29-го февраля 2012 г. на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь», входящем в ОАО «Западный центр судостроения», для ВМФ России состоялась закладка 3-го корпуса фрегата «Адмирал Макаров» проекта 11356.
В 2013 году, накануне юбилея прославленного адмирала, вышел памятный знак «С.О. Макаров» из «Георгиевской» серии «Командиры Победы», выпущенный Международным общественным фондом «Командарм».
«Командарм» - некоммерческая организация, созданная гражданами России, Украины, Белоруссии и Казахстана. Главная цель и задача Фонда – пропаганда великих достижений и великих людей нашей Родины, которая некогда называлась Российская империя, после – Советский Союз, а теперь - Российская Федерация и страны Ближнего Зарубежья.
Хотелось бы верить, что рано или поздно имя Степана Осиповича Макарова всё же появится на государственных и ведомственных наградах, заняв достойное место рядом с прославленными адмиралами: Ушаковым, Нахимовым, Кузнецовым и Горшковым.
Великая история нашей Родины делалась великими людьми. Достойная память о славном прошлом нашей Державы – первая ступенька к великому будущему.
Материал подготовил пресс - секретарь СООО «Сумское морское собрание» А. В. Вовк