ЮБИЛЕЙ «КОРОЛЕВСКОГО» ФЛОТА
В ходе Азовских походов 1695 и 1696 гг. Петр I пришел к окончательному выводу о необходимости создания регулярного Военно-морского флота. После успеха во 2-м Азовском походе последовало решение Боярской думы от 20 октября 1696 г. «Морским судам быть» и Петр начал рубить «окно в Европу» со стороны Азовского и Черного морей.
13 мая отмечается День Черноморского флота. Именно в этот день в 1783 году 11 кораблей Азовской флотилии под командованием адмирала Федота Клокачёва, отличившегося в Чесменском сражении, вошли в Ахтиарскую бухту Чёрного моря. Позднее к ним присоединились 17 кораблей Днепровской флотилии, став боевым ядром зарождающегося флота.
На берегах бухты вскоре началось строительство города-порта, ставшего главной базой Российского флота и получившего название Севастополь. Рождение флота стало следствием внешней политики России в ХV-ХVIII веках. С подписанием в 1772 году с крымским ханом Сагиб - Гиреем договора о переходе под покровительство России и объявления независимости от Турции, перед Россией остро встала проблема защиты своих интересов в Крыму и на Кавказе.
Великий русский полководец Александр Васильевич Суворов, оценив значение Ахтиарской бухты, обосновал необходимость базирования здесь будущего флота, вытеснив отсюда турецкую эскадру из 170 вымпелов в 1778 году.
С 1772 года было начато освоение будущей военно-морской крепости. Так начиналась история Черноморского флота и Севастополя. Обустроив причалы, пристани, построив казармы, жилые дома и, главное боевое ядро флота из почти 100 кораблей разных классов, князь Потемкин пригласил императрицу Екатерину II, по указу которой 10 февраля 1784 года город получил название Севастополь, что означает Величественный.
Первый штат Черноморского флота был утвержден в 1785 году. На 13 с половиной тысяч человек личного состава приходилось: 12 линейных кораблей, 20 фрегатов, 5 шхун, 23 транспортных суда. Управление флотом осуществляло Черноморское адмиралтейство, созданное в Херсоне.
На Черном и Средиземном морях состоялись самые грандиозные сражения, принесшие победы и славу русским морякам. Тогда и была рождена самая передовая по тем временам Ушаковская тактика ведения морского боя, заложены традиции Лазаревской морской школы. На Черноморском флоте выдвинулась плеяда талантливых, прогрессивных флотоводцев и военачальников, внесших неоценимый вклад в развитие военно-морского искусства. Черноморский флот вписал наиболее яркие страницы в боевую летопись Военно-морского флота России. Всем известны славные имена флотоводцев Ф. Ушакова, Д. Сенявина, М. Лазарева, П. Нахимова, Г. Бутакова, С. Макарова, Н. Кузнецова, Ф. Октябрьского, С. Горшкова.
Чесма, Афон, Наварин, Синоп неразрывно связаны с блестящими победами русского флота.
Но испытывая чувство гордости за дела наших предков, мы не должны забывать и о трагических временах флотской истории. За свою историю Черноморский флот погибал трижды.
Первый раз это произошло в начале XIX века. Тогда правительство России, не понимая роли и значения для государства наличия мощного военного флота, в силу ряда причин не уделяло ему должного внимания. В итоге Черноморский флот, переживавший 20-летний период застоя, по сути, погиб, причем произошло это в мирное время.
Второй раз флот на юге России погиб после Крымской войны (1853–56 гг.). Самым тяжелым условием Парижского мирного договора было запрещение России иметь на Черном море военный флот. Это обстоятельство еще раз подчеркнуло особое значение, которое придавалось флоту в международных отношениях. Но даже после отмены унизительных статей Парижского трактата России приходилось расплачиваться за то, что значение флота в решении международных проблем и защите державных интересов снова недооценивалось.
В 1918–20 гг. Черноморский флот погиб уже в третий раз. Часть кораблей была затоплена в Цемесской бухте, часть ушла в Тунисскую Бизерту, где 29 октября 1924 г. трагически прекратила свое существование.
Для Черноморского флота наступает «черная полоса», восстановить его получится лишь после освобождения Севастополя в 1920 году. Ценой неимоверных усилий наша страна возрождала флот. В 1929—1937 гг. Черноморский флот активно вооружается — были построены более 500 боевых кораблей различных классов, сотни боевых самолетов, созданы Военно-воздушные силы, береговая оборона и система противовоздушной обороны. К началу Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. в состав Черноморского флота входили линейный корабль «Парижская коммуна», крейсеры «Ворошилов», «Молотов», «Красный Кавказ», «Красный Крым», «Червона Украина», три лидера, 14 эсминцев, 47 подводных лодок, 15 тральщиков, четыре канонерские лодки, два сторожевых корабля, минный заградитель, 34 торпедных катера, десять катеров-охотников, вспомогательные суда. ВВС флота насчитывали 625 самолетов.
Нападение фашистской Германии Черноморский флот встретил в полной боевой готовности.
Советские моряки-черноморцы, унаследовавшие и развившие все лучшее из вековых традиций русского флота, в годы Великой Отечественной войны проявили величие духа, мужество, отвагу и героизм при защите Родины. Вместе с воинами Красной Армии они героически защищали Одессу и Крым, Приазовье и Кавказ. В наступательных операциях черноморцы помогали сухопутным войскам взламывать долговременную оборону противника, освобождать приморские города. Флот провел 24 десантные операции, было потоплено 835 кораблей и судов противника, 539 повреждено.
Родина высоко оценила боевые подвиги черноморцев. 227 из них удостоились высокого звания Героя Советского Союза, среди которых и наши земляки – гордость Сумской области: командиры торпедных катеров Алексей Африканов и Георгий Рогачевский, морской пехотинец Василий Цимбал, морские летчики Иван Марченко и Евгений Петренко.
Воинская доблесть 54766 моряков отмечена государственными наградами. 55 кораблей, частей и соединений были награждены орденами. 18 кораблей и частей стали гвардейскими. Многим частям и соединениям было присвоено почетное наименование Севастопольских, Новороссийских, Керченских, Николаевских, Измаильских, Констанцских. Сам флот удостоен ордена Красного Знамени. Четыре приморских города — Севастополь, Одесса, Новороссийск и Керчь — носят почетное звание «Город-герой». Феодосия и Туапсе награждены орденом Отечественной войны I степени.
В послевоенные годы на вооружение Краснознаменного Черноморского флота поступили новые корабли и боевая техника, позволившая кораблям выходить в дальние походы и отрабатывать задачи боевой подготовки по обеспечению защиты государственных интересов Советского Союза на море. В его состав входили современные подводные и надводные корабли различных классов, оснащенные новейшими техникой и вооружением, совершенными средствами навигации, управления и связи, всепогодные реактивные самолеты, способные наносить сокрушительные удары по врагу, морская пехота и береговые ракетно-артиллерийские войска.
Распад Советского Союза привел к серьезному ослаблению мощи Черноморского флота, сравнимый по своим последствиям с событиями 1920 года. Не смотря на политические перипетии, 12 июня 1997 года на кораблях российского Черноморского флота был поднят исторический Андреевский флаг.
В честь юбилея Краснознаменного Черноморского флота ветераны Военно-морского флота и Воздушно – десантных войск Сумской области желают морякам - черноморцам крепкого здоровья, счастья и благополучия, мужества и оптимизма. Всем тем, кто сегодня является продолжателем славной истории российского флота - дальнейших успехов в повышении боевой готовности, совершенствовании профессионализма и воинского мастерства.
Материал подготовил пресс - секретарь СООО «Сумское морское собрание» А. В. Вовк.