МНОГО ВРАГОВ – МНОГО ЧЕСТИ!
Наверх вы, товарищи, все по местам! Последний парад наступает!
Врагу не сдаётся наш гордый «Варяг», пощады никто не желает!
Врагу не сдаётся наш гордый «Варяг», пощады никто не желает!
В феврале 2014 года исполняется 110 лет со дня героического подвига экипажей крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» в бою у Чемульпо (Корея) в ходе Русско-японской войны (1904 - 1905 гг.). Русские моряки вступили в бой с превосходящими силами противника, готовые умереть, но не спустить Андреевского флага, исчерпав все боевые ресурсы, командир «Варяга» Всеволод Фёдорович Руднев принял решение — крейсер затопить, а «Кореец» взорвать.
Корабли, как и люди, имеют свой характер и свою судьбу. Характер корабля может быть разным: покладистым и добрым по отношению к своему экипажу, или, наоборот, − независимым, гордым и даже строптивым. Судьбы боевых кораблей тоже очень разнятся, но в отличие от судеб людей, они редко бывают заурядны. Зачастую их судьбы необычны, а иногда удивительны, загадочны и не похожи ни на что.
Именно такая, ни на что не похожая судьба и выпала крейсеру «Варяг», когда в 1899 году он сошёл со стапелей американского судостроительного завода. Утром, 3 мая 1901 г. под гром салюта с Купеческой стенки, «Варяг» отдал якорь на Большом кронштадтском рейде, завершив более чем 5000-мильный переход через Атлантику.
В феврале 1902 г. «Варяг» пришёл в Порт-Артур − в то время главную военно-морскую базу в Жёлтом море.
С начала января 1904 года крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» находились в нейтральном корейском порту Чемульпо в распоряжении российского посольства в Сеуле. В Чемульпо также находились корабли Англии, Франции, Италии и США.
8 февраля 1904 года японская эскадра блокировала Чемульпо с целью прикрытия высадки десанта и не допустить вмешательства «Варяга». В тот же день «Кореец» отправился в Порт-Артур, но на выходе был атакован японскими миноносцами, после чего вернулся на рейд. В общей сложности японская эскадра насчитывала четыре крейсера и четыре миноносца, но в дымке виднелось ещё несколько кораблей. Японский флагман передал всем иностранным кораблям ультиматум: «Покинуть рейд Чемульпо». 9 февраля капитан «Варяга» Всеволод Фёдорович Руднев также получил ультиматум: «До 12 часов покинуть порт, иначе русские корабли будут атакованы на рейде». Корабли российского флота оказались в ловушке. Рассчитывать же на помощь не приходилось, помощи поблизости просто не было.
Тогда Руднев обратился к команде крейсера: «Никаких разговоров о сдаче не может быть − мы не сдадим им крейсера, ни самих себя и будем сражаться до последней возможности и до последней капли крови».

По флотской традиции моряки переоделись «в чистое», сознавая, что при сложившихся обстоятельствах им в живых не остаться. Корабельный священник отец Михаил отслужил молебен «За дарование победы».

Вскоре «Варяг» и «Кореец» снялись с якорей. На бесстрашном крейсере взметнулся флажный сигнал: «Не поминайте лихом!». Команды иностранных военных кораблей, построенные на палубах, отдавали честь российским морякам, их бесстрашию и беспримерному мужеству. Русские корабли шли в свой последний бой под грохот барабанов и национальные гимны. В знак особого уважения духовые оркестры исполнили и государственный гимн Российской империи.
Неустрашимый «Варяг» бросил вызов японской эскадре. Превосходство японцев в огневой мощи было очевидным. Но недаром известное ещё с давних времён высказывание гласит: «Много врагов − много чести!» По воле судьбы японцы оказали «Варягу» и «Корейцу» исключительную честь.
В 11:40 на флагмане японской эскадры - крейсере «Асама», был поднят флажный сигнал с требованием сдаться. В ответ на «Варяге» взвились боевые флаги: на реях красные, а на гафелях и стеньгах андреевские, что означает: «Веду бой, открыл огонь, гружу боеприпасы».
Загремели первые выстрелы с «Асамы» − самого мощного корабля японцев. Двадцать минут боя имели для «Варяга» сокрушительный результат - большинство орудий правого борта, из которых вёлся ответный огонь, оказались повреждены, на крейсере начались пожары.
Получив пробоину ниже ватерлинии, «Варяг» начинает крениться на левый борт, не смотря на отчаянные попытки экипажа откачать воду и подвести пластырь, но к удивлению японцев, «Варягу» всё же удается увеличить ход. Русские моряки показывают не только чудеса храбрости, но и выучки - прямые попадания в японский флагман вызывают пожар и крейсер «Асама» вынужден выйти из боя.
Сражение, длившееся около часа, прекратилось. «Варяг» получил 5 подводных пробоин, множество надводных и лишился почти всех орудий. Потери среди экипажа: 1 офицер и 30 матросов убиты, 6 офицеров и 85 матросов тяжело ранены или контужены, ещё около ста человек получили лёгкие ранения. На «Корейце» потерь не было. За это время «Варяг» выпустил по противнику 1105 снарядов, «Кореец» − 52. Растерзаный «Варяг», с пробоинами в бортах и палубе, с сильным креном на левый борт отдаёт якорь, а русские моряки уже готовятся к продолжению боя. Огнём «Варяга» был потоплен один миноносец и повреждены 4 японских крейсера: «Асама», «Тиёда», «Такатихо» и «Нанива»; противник потерял порядка 30 человек убитыми и около 200 ранеными.
В сложившейся ситуации Руднев согласился с мнением военного совета - корабли уничтожить, а команды разместить на иностранных кораблях. На подошедших к борту «Варяга» шлюпках началась эвакуация раненых.
Иностранцы приняли деятельное участие в спасении русских моряков. Для их снятия с обречённых кораблей были высланы шлюпки и катера, для оказания помощи раненым направлены военные медики. Русских раненых моряков и тех, кто не пострадал, приняли к себе на борт французский, английский и итальянский корабли.
И только представитель американского военного флота не принял на борт ни одного раненого и даже не отправил своих медиков для оказания помощи нуждающимся в ней, ссылаясь на отсутствие разрешения из Вашингтона.
В 15:30 были открыты кингстоны растерзанного крейсера. В 18 часов 10 минут непобеждённый «Варяг» перевернулся на борт, жерла его орудий в последний раз взметнулись к небу.
Вскоре крейсер скрылся под водой... Он лёг на морское дно своим израненным левым бортом, словно и там собирался воевать с японской армадой последними уцелевшими орудиями правого борта. Канонерская лодка «Кореец» была взорвана, разделив героическую судьбу «Варяга» за тысячи миль от родных берегов.
При возвращении на родину русских встречали с неизменным восторгом и радушием. В начале апреля 1904 г. моряков встречала Одесса.
В тот же день на пароходе «Святой Николай» герои Чемульпо отправились в Севастополь, а оттуда 10 апреля экстренным поездом Курской железной дороги в Петербург через Москву. 14 апреля на площади у Курского вокзала их встречали жители Москвы. На платформе играли полковые оркестры. Главным героям Чемульпо Рудневу и Беляеву, поднесли лавровые венки с именными приветственными надписями на бело-сине-красных лентах.
Остальным офицерам подарили лавровые венки без надписей, нижним чинам букеты цветов. Городской голова вручил офицерам золотые жетоны, а судовому священнику «Варяга» отцу Михаилу золотой шейный образок.
16 апреля специальный эшелон прибыл в Санкт-Петербург. На перроне вокзала соорудили триумфальную арку, украшенную государственным гербом, флагами, якорями и георгиевскими лентами. Моряков встречали все высшие чины флота, родственники, представители армии, городской думы, земства, дворянства, а также георгиевские кавалеры и морские атташе. Невский проспект был до отказа заполнен горожанами, когда по нему торжественным маршем шли моряки. В приветственных криках толпы тонули даже звуки духовых оркестров.
Командир «Варяга» был награждён орденом Святого Георгия четвертой степени. Кроме того, ему было пожаловано звания флигель-адъютанта.
Этого же ордена удостоились командир «Корейца» Беляев и все офицеры «Варяга». При этом в числе награждённых орденом Св. Георгия оказались и лица невоенного звания: врачи, инженеры-механики... Офицеры «Корейца» также были награждены. Кроме того, все герои получили «георгиевские» столовые приборы с символикой ордена Святого Георгия. Этими приборами они пользовались на званом обеде у Императора.
Руднев был назначен командиром строящегося броненосца «Андрей Первозванный» и одновременно командиром 14-го флотского экипажа.
В дальнейшем судьба Всеволода Фёдоровича, чьё жизненное кредо было: «Жизнь – Родине, душу – Богу, честь – никому» сделала крутой поворот.
В ноябре 1905 года он отказался принять дисциплинарные меры против революционно настроенных матросов своего экипажа. Последствием этого было увольнение Руднева в отставку с производством в контр-адмиралы.
В 1907 году японский император Муцухито в знак признания героизма русских моряков направил Всволоду Фёдоровичу орден Восходящего солнца II степени. Руднев, хотя и принял орден, но никогда его не надевал.

Последние годы Всеволод Фёдорович жил в Тульской губернии в своей усадьбе в деревне Мышенки Алексинского уезда (сейчас Заокский район). 7 (20) июля 1913 года Всеволод Фёдорович Руднев умер (в возрасте 57 лет). Похоронен возле церкви Казанской Богоматери соседнего села Савино Заокского района Тульской области. 9 августа 1992 года в селе Савино Рудневу был открыт надгробный памятник.
30 сентября 1956 года памятник командиру легендарного крейсера был открыт и в Туле.
Также открыты памятники командиру «Варяга» в Новомосковске, Тульской области и Хабаровске.
9 февраля 2000 года в деревне Русятино Заокского района Тульской области был открыт музей контр-адмирала Руднева. К 100-летию подвига крейсера «Варяг» - 9 февраля 2004 года в селе Савино в специально построенном здании был открыт новый музей, филиал ГУК ТО «Объединение «Тульский областной историко-архитектурный и литературный музей»».
В Москве, Владивостоке и Хабаровске есть улица Адмирала Руднева, в Липецке - переулок. В Японском море, в заливе Петра Великого есть бухта Руднева и одноимённый посёлок на побережье.
Всеволод Фёдорович Руднев был крупным филателистом. За свою жизнь он собрал значительную коллекцию. 25 марта 1958 года в СССР была выпущена почтовая марка (ЦФА (ИТЦ «Марка») № 2135), посвящённая В. Ф. Рудневу.
22 ноября 1972 года в СССР вышла серия почтовых марок, посвящённая истории отечественного флота. На марку номиналом в 3 копейки было помещено изображение крейсера «Варяг» (ЦФА (ИТЦ «Марка») № 4182).
7 февраля 2002 года в России был выпущен художественный маркированный конверт из серии «Флот России» с изображением уже современного крейсера «Варяг».
В то время как Россия чествовала своих героев, японцы решили поднять «Варяг». Их не смущали ни штормовые ветры, ни сильные течения. Подъёмные работы заняли больше года, обошлись японской казне в миллион иен, и только в октябре 1905 года непобеждённый крейсер удалось поднять.
Корабль был отремонтирован и введён в строй японского флота под названием «Сойя».
Однако на корме, под японскими иероглифами, было сохранено историческое название гордого крейсера − «ВАРЯГЪ». Для столь неординарного решения, идущего вразрез с традициями морских держав, потребовался «высочайший рескрипт» самого императора Муцухито. И это недвусмысленно указывает на то, как высоко оценили потомки японских самураев героизм российских моряков, поразивших их своим бесстрашием и презрением к смерти. Японцы использовали крейсер «Сойя» не только как учебный корабль, но и как наглядный пример для воспитания своих моряков в традициях высшей самурайской доблести. Каждую новую команду кадетов или матросов-новобранцев, прибывающую на легендарный крейсер, командир выстраивал на палубе и объявлял им, что они будут обучаться на русском корабле, отказавшемся сдаться и принявшем бой с целой японской эскадрой.
К этому также следует добавить, что после Русско-японской войны правительство Японии создало в Сеуле мемориальный музей героев «Варяга».
Лишь в 1916 г. Япония согласилась продать несколько русских кораблей, захваченных в качестве военных трофеев (во время Первой мировой войны Япония была союзницей России). 27 марта на кораблях, после их освящения, были торжественно подняты кормовые флаги, гюйсы и вымпелы. Среди них был и крейсер «Варяг», который провёл в плену почти 10 лет, и за который Россия уплатила 4 миллиона иен.
В середине июня из Владивостока вышел линкор «Чесма», за которым следовал тяжело нагруженный «Варяг». Наши корабли ждал долгий и небезопасный путь через Суэцкий канал в Средиземное море. К концу августа русские корабли пришли в Аден. В начале октября «Варяг» выходит в Атлантику и 17 ноября он, наконец-то, добирается до России и бросает якорь в Екатерининской бухте у Александровска (ныне Полярный). В ноябре 1916 г. «Варяг» был зачислен в состав флотилии Северного Ледовитого океана и назначен флагманским кораблем «Отряда судов обороны Кольского залива».
25 февраля 1917 г. «Варяг» снялся с якоря и взял курс на Англию. В числе пассажиров корабля были русские лётчики, направлявшиеся на стажировку к союзникам, английские и французские офицеры. Вёз крейсер и царский орден для французского президента.
Однако история сыграла злую шутку - пока высокая награда была в пути, Россия перестала быть монархией. К вечеру 4 марта крейсер пришёл в Ливерпуль. Наутро командир объявил об отречении Николая II и о формировании Государственной думой Временного правительства. Настроение среди офицеров и нижних чинов было тревожным.
После Октябрьского переворота новое Советское правительство объявило о выходе из империалистической войны. В ответ Британское правительство приказало задержать в своих портах все русские корабли, в числе которых оказался и «Варяг». Андреевский флаг был спущен и заменён военно-морским флагом Великобритании.
В середине марта 1918 г. русских моряков освободили и на португальском пароходе отправили в Мурманск. Сам же «Варяг» вместе с другими русскими кораблями оставался в английском плену.
Так как Советское правительство категорически отказывалось от уплаты долгов царской России, то «Варяг» был продан на слом. Однако на этом его история не закончилась. В 1920 г. по пути к месту разбраковки он попал в шторм и наскочил на скалы близ шотландского побережья.
Первоначальные попытки снять корабль оказались неудачными и он, в течение нескольких лет, оставался во власти стихии.
Летом 1923 г. сразу несколько английских и германских фирм сообща пытались снять «Варяг» со скал. Но это им не удалось. Тогда была предпринята варварская попытка с помощью взрывов и газорезок отделить кормовую часть, содержавшую самый ценный отсек − машинное отделение. Однако сделать и этого не удалось.
К осени 1924 года от корабля оставался перебитый пополам остов, его кормовая часть находилась под водой, а носовая была намертво заклинена скалами. В следующем году мародёры отступили и останки легендарного крейсера упокоились на мелководье Ирландского моря.
В 2003 году состоялась первая российская экспедиция с погружением в район обломков, были подняты некоторые небольшие детали. Интересно, что в погружении принимал участие внук капитана Руднева, проживающий во Франции.
В 2007 году в Шотландии, в округе Южный Эйршир, был открыт мемориальный комплекс, посвящённый легендарному «Варягу». Этот мемориал стал первым памятником русским воинам на территории Соединённого Королевства. Место для памятника было выбрано неслучайно – именно здесь, в заливе Ферт-оф-Клайд, корабль нашёл свое последнее пристанище в 1920 году.
С тех пор произошли великие перемены в жизни нашей некогда единой Родины. В бурях революции, боевых и трудовых событий подвиг «Варяга» был предан забвению. В 30-х годах это имя более уже не появлялось на бортах ни военных, ни гражданских судов. Коротка оказалась и человеческая память, никто уже не вспоминал героев Чемульпо и имени их бесстрашного корабля.
О подвиге «Варяга» заговорили вновь, когда в 1943 году военный корреспондент И. Пономарёв на фронтовых дорогах случайно встретил А. Войцеховского - бывшего матроса с легендарного крейсера. Впоследствии в результате поисков нашлись ещё герои «Варяга», дожившие до тех дней.
Подвиг экипажей крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» вдохновил создателей нескольких песен, но известность получили только две. Первая — «Варяг», вторая — самая популярная — «Врагу не сдаётся наш гордый «Варяг»».
В 1946 году в СССР был снят фильм «Крейсер Варяг».
В 1954 году по случаю 50-летия подвига у Чемульпо было принято постановление Президиума ЦК КПСС о награждении и назначении пенсий ветеранам крейсера «Варяг». Главком ВМФ СССР Н. Г. Кузнецов лично наградил пятнадцать ветеранов медалями «За отвагу». Позднее орденами и медалями были награждены ещё 139 ветеранов-моряков с «Варяга» и «Корейца».
Вскоре был издан приказ о присвоении имени «Варяг» ракетному крейсеру, который строился на заводе им. Жданова в Ленинграде. Это был новый, дотоле невиданный корабль. Гвардейский флаг был поднят 10 января 1965 года в Кронштадте.
Изучая историю кораблей и судов, носивших имя «Варяг», хотелось бы отметь, что это имя совсем не редкое в русском и советском флотах.
Самый первый «Варяг» начал свою историю в далёком 1847 году. Это был корабль, имевший вооружение с водоизмещением в 107 тонн. Экипаж его состоял из 25 военных моряков.
В 1861 году в Финляндии на воду был спущен парусно-винтовой корвет «Варяг». Имя своё корабль получил в память о скандинавских воинах.
Корвет «Варяг» в истории русского флота известен своим участием в американской экспедиции 1863-1864 годов. Эскадрой командовал контр-адмирал С. Лесовский. В этот период на корвете проходил службу гардемарин С. О. Макаров, который в будущем станет выдающимся адмиралом и учёным, посвятившим свою жизнь защите Отечества на море и отдавшим её в той далёкой и, к сожалению бесславной для России войне с Японией.
В разгар очередной Русско-турецкой войны в 1877-1878 годах на Дунае и на Чёрном море появились маленькие, но грозные минные катера, которые своими действиями сковали морские силы противника. Среди них был известен отчаянными вылазками паровой минный катер «Варяг».
И все же имя «Варяг» в отечественном флоте долгое время было рядовым, ни о чём не говорящим современнику, пока в начале XX века «не родился» новый бронепалубный крейсер, который по «наследству» получил имя корвета и через три года после рождения навеки обессмертил его.
Известны также колёсно - буксирные пароходы «Варяг» 1860 и 1887 годов постройки; винтовой буксирный пароход «Варяг» 1883 года постройки, приписанный к Петроградскому порту, во время Первой мировой войны был мобилизован на Балтфлот и определён в группу буксиров по обслуживанию линкоров; буксирный пароход «Варяг» 1904 года постройки участвовал в Великой Отечественной войне в составе Средневолжского пароходства; колёсный пароход «Варяг» 1905 года постройки принимал активное участие в Гражданской войне; типы Парусных суден «Варяг» 1910, 1911 и 1912 годов постройки; дизельное судно «Варяг» 1912 года постройки; товарно-пассажирский пароход «Варяг»; пароход «Варяг» 1913 года постройки; буксирный пароход «Варяг» 1929 года постройки. Известен «Варяг» и белогвардейский. Антон Деникин 27 июня 1919 года приказом № 1317 создал Средне-Днепровскую флотилию, в состав которой входил бронированный моторный катер «Варяг». В советское, уже в послевоенное время (Великая Отечественная война) были построены буксиры «Варяг» проекта Т-63 и теплоходы проектов: СРТ – 843, Т-73, Т-63М… В 1982 году в г. Николаеве строился новейший авианесущий крейсер, который был назван в честь столицы союзной республики – «Рига».
Но вскоре Латвия стала зарубежным государством. Приказом Главкома авианесущий крейсер стал «Варягом». Пока президенты России и Украины спорили, кто из них «круче», «Варяг» умирал на глазах у всех. Завод продал крейсер китайцам на металлолом и летом 2000 года «Варяг» в сопровождении буксиров направился к месту своей новой «службы».
В конце 1995 года было принято решение - крейсер Тихоокеанского флота «Червона Украина» переименовать в «Варяг». Так была восстановлена историческая справедливость. Над водами Тихого океана вновь начал реять гвардейский Андреевский флаг «Варяга».
13 июля 2009 года после переговоров с корейской стороной, которые длились шесть лет, в Россию из Южной Кореи привезли реликвии, связанные с подвигом крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец». Ранее экспонаты хранились в запасниках Метрополитен - Музея города Инчхон.
11 ноября 2010 года в присутствии президента РФ Дмитрия Медведева мэр Инчхона передал российским дипломатам гюйс крейсера «Варяг», который до 2010 года хранился в музее города, на временное хранение в течение пяти лет с правом продления этого срока. Церемония прошла в посольстве России в Сеуле.
Память погибших моряков увековечена монументом на морском кладбище Владивостока.
10 февраля 2004 года, в ознаменование 100-летия исторического морского сражения, в южнокорейском порту Инчхон были открыты мемориальная доска и памятник. Мемориальная доска была установлена на здании бывшего госпиталя Красного Креста, где проходили лечение, получившие ранения в ходе боя моряки. Сам же памятник представляет собой камень с одиноко лежащей на нём бронзовой бескозыркой.
В 2013 году представители Международного общественно – патриотического проекта «Морское братство нерушимо» посетили южнокорейский порт Инчхон, почтив память героев «Варяга» и «Корейца».
Также в 2013 году, накануне юбилея (110 – ти летия) победы русского оружия, вызвавшего уважение у врагов, вышел памятный знак «Руднев В.Ф.» из «Георгиевской» серии «Командиры Победы», выпущенный Международным общественным фондом «Командарм».
С того легендарного сражения минуло более века, но сопричастность к совершённому подвигу моряки чувствуют и поныне, также как и испытывают чувство гордости за своих героев. И можно не сомневаться, что слава русских моряков не померкнет в неторопливом течении грядущих столетий и неведомых нам грядущих свершениях. Вовсе не случайно потомки бесстрашных самураев в далёком 1904 году уважили непобеждённого противника. Настоящая воинская доблесть и беззаветная преданность своему долгу в Японии всегда ценилась и ценится очень высоко.
И по прошествии веков воинская доблесть и беззаветное служение долгу останется высшей добродетелью военных моряков.
Материал подготовил пресс - секретарь СООО «Сумское морское собрание» А. В. Вовк.