ЮБИЛЕЙ ДЕДУШКИ ВОЕННО–МОРСКОГО ФЛОТА
В 2013 году старейшему флоту России исполняется 310 лет. 2 февраля 1701 г. царь Петр I издал Указ, положивший начало Балтийскому флоту. Датой основания Балтийского флота считают 18 мая 1703 года. Именно в этот день под командованием Петра I флотилия из 30 шлюпок с солдатами Преображенского и Семеновского полков одержала первую боевую победу, захватив в устье реки Невы два шведских военных судна.
В конце XVII века на Плещеевом озере Петром I создается потешная флотилия.
В январе 1696 года при подготовке ко Второму Азовскому походу на верфях Воронежа и в Преображенском, сооружается 2 крупных корабля, 23 галеры и более 1300 стругов, барок и мелких судов. Флагманом флотилии стал 36-пушечный корабль «Апостол Пётр».
20 октября 1696 года Боярская Дума провозглашает «Морским судам быть…»
Наряду со строительством кораблей шла подготовка кадров командного состава флота, для которого в 1701 г. в Москве была учреждена Навигацкая школа.
Зимой 1702 года началась постройка верфи на реке Сясь, где были заложены первые боевые корабли — шесть 18-ти пушечных парусных фрегатов и 9 вспомогательных судов. В том же году на реке Свирь была заложена Олонецкая верфь, где было спущено на воду в 1703 году 7 фрегатов, 5 шняв, 7 галер, 13 полугалер, 1 галиот и 13 бригантин. 22 августа 1703 года был спущен первый линейный корабль - 28-пушечный фрегат «Штандарт».
К весне 1705 г. боевое ядро флота насчитывало до 20 кораблей, на которых было 270 орудий и 2200 человек экипажей.
Осенью 1706 года моряки Балтийского флота приняли участие в боях под Выборгом.
Весной 1708 г. шведские войска под предводительством Карла XII вторглись в Россию.
После победоносной для России Полтавской битвы военные действия были полностью перенесены на побережье Балтийского моря. Флот оказывал содействие сухопутным войскам в наступлении, высаживал десанты на территорию Швеции, вел борьбу с морскими силами противника, нарушал его коммуникации и обеспечивал безопасность своих путей сообщения.
В декабре 1709 г. на Петербургской верфи, ставшей Главным Адмиралтейством, был заложен первый 54-пушечный линейный корабль «Полтава» в честь выдающейся победы над шведами.
16 марта 1710 г. осадный корпус под командованием Ф. М. Апраксина, первым в России удостоенного высшего флотского чина генерал-адмирала, выступил в поход. Успешный ледовый поход большого числа парусных и гребных кораблей к Выборгу стал одним из самых выдающихся подвигов молодого Балтийского флота.
Победа при Гангуте 1714 года показала превосходство русского военно-морского искусства над шведами. Русское командование полностью использовало маневренные преимущества своего гребного флота перед линейным флотом противника в шхерном районе. Инициатива боевых действий на Балтике полностью перешла к русскому флоту. В 1715 году в Петербурге, на базе Навигацкой школы, создается уже Морская академия.
Шведы, потерпев поражение в Гангутском сражении, от наступательных активных действий перешли к обороне. То, что инициативой на море владели русские моряки,
подтвердило сражение у острова Эзель. В ходе упорного боя отряд русских кораблей под командованием капитана второго ранга Н.А. Синявина одержал убедительную победу над шведским флотом. Три шведских корабля были взяты в плен. Бой у острова Эзель 4 ИЮНЯ 1719 ГОДА стал первым морским сражением молодого русского флота, победа в котором была добыта исключительно артиллерией.
26 июля 1720 года русский флот под командованием М. Голицына в составе 61 галеры и 29 лодок приблизился к Аландским островам.
Разведывательные лодки русских заметили шведскую эскадру между островами Ламеланд и Фритсберг. Из-за сильного ветра атаковать её было невозможно, и Голицын принял решение идти к острову Гренгам с целью подготовки хорошей позиции среди шхер. Результатом сражения при Гренгаме стал конец безраздельного шведского влияния на Балтийском море и утверждение на нём России.
В ознаменование победы в битве при Гренгаме на воротнике русских моряков появилась вторая полоска. Первая полоска знаменовала собой победу русского флота в Гангутском сражении, третья появится после победы в Синопской бухте.
Из Северной войны Россия вышла сильной морской державой. Новым в области организации флота было создание постоянного соединения гребных судов с приписанными к нему десантными войсками, предназначенными для совместных действий в шхерных районах. За время Северной войны было построено 438 гребных судов, создана сеть баз для флота, главной из которых стал Петербург.
В 1720 г. был издан Морской устав, составленный на основе опыта боевых действий флота в Северной войне и всего ценного, накопленного иностранными флотами. В тактическом отношении он был самым совершенным морским уставом своей эпохи, образцом военно-морской теоретической мысли и действовал до конца XVIII века.
После окончания Северной войны, с 1722 по 1725 г., было построено 9 линейных кораблей, 3 фрегата, одна шнява, 22 вспомогательных и одно гребное судно. Всего в течение первой четверти XVIII в. Балтийский флот получил 646 кораблей различных классов.
После смерти Петра Великого положение в кораблестроении значительно ухудшилось. В годы правления Петра II снизилась интенсивность боевой подготовки экипажей флота. Нерегулярные выплаты жалования вели к оттоку офицеров, что вызывало падение дисциплины среди солдат и матросов. Рядовой состав не получал обмундирования по нескольку лет, ухудшилось продовольственное снабжение, процветали казнокрадство и взяточничество.
По восшествии на престол императрица Анна Иоанновна в декабре 1731 года распорядилась возобновить на Балтийском флоте регулярные учения с выходом в море. В феврале 1731 года на Адмиралтейских верфях был заложен новый 66-пушечный корабль «Слава России».
В 1732 году для реформы флота была учреждена Воинская морская комиссия, которая сформулировала первую военно-морскую доктрину России, произведена реформа управления, введены новые штаты флота. Всего за период царствования Анны Иоанновны было построено 19 линейных кораблей, а заложено 24.
Во второй четверти XVIII в. Балтийский флот дважды участвовал в военных действиях: в осаде Данцига в 1734 г. и в русско-шведской войне 1741–1743 годов.
В боевой летописи Балтийского флота важное место занимает его участие в Семилетней войне 1756–1763 гг. Талантливым военачальником проявил себя Григорий Андреевич Спиридов.
В 1761 году он с десантным отрядом в 2000 человек пришёл на помощь генералу П. Румянцеву, осаждавшему приморскую крепость Кольбер. Румянцев характеризовал его как исключительно “ честного и храброго офицера “.
В Семилетней войне Балтийский флот приобрел значительный боевой опыт, особенно по взаимодействию с сухопутными войсками при взятии приморских крепостей и опорных пунктов противника.
Турция, под властью которой находилось Крымское ханство, всемерно старалась не допустить Россию к черноморским берегам и чтобы еще дальше оттеснить Россию от Черного моря, в сентябре 1768 г. объявила ей войну. С началом войны правительство Екатерины II решило предпринять экспедицию Балтийского флота в Средиземное море — в Архипелаг. 18 июля 1769 г. из Кронштадта в Средиземное море вышла первая эскадра Балтийского флота. Командующим эскадрой был назначен один из наиболее опытных и талантливых адмиралов Г. А. Спиридов. В феврале 1770 года русская эскадра достигла южных берегов Греции и развернула боевые действия в районе полуострова Морея. Успешные действия русского флота в Морее вызвали мощную волну национально-освободительного движения во всей Греции.
5—7 июля 1770 года состоялось Чесменское морское сражение, победа в котором имела большое политическое и военно-стратегическое значение. На Балканах, на островах Архипелага, в Египте и Сирии вспыхнули новые восстания против султанского владычества. Вслед за архипелагскими греками против Турции выступил египетский паша. Огромный резонанс эта победа получила и в странах Западной Европы. В мае 1772 г. между Россией и Турцией было заключено перемирие.
Архипелагская экспедиция стала удачной формой стратегического взаимодействия русского флота и армии, развернувших борьбу с противником на разобщенных театрах войны, в которой флот высадил свыше 60 десантов, провел 18 артиллерийских обстрелов неприятельских крепостей, успешно осуществлял блокаду Дарданелл и крейсерские действия. Новая тактика отличалась высокой активностью, решительностью и целеустремленностью действий флота, стремлением атаковать неприятеля с ходу и завершить бой настойчивым преследованием противника, нанесением наиболее сильных ударов по его флагманским кораблям, эффективным применением артиллерии с предельно коротких дистанций, созданием тактических резервов из наиболее быстроходных и хорошо вооруженных фрегатов.
В 1787 г. Турция начала военные действия против России. Шведский король Густав III, пользуясь тем, что основные силы русской армии были связаны на юге страны, в июле 1788 г. предъявил русскому правительству ультиматум, требования которого были отвергнуты. Встреча с противником произошла 6 июля 1788 г. у острова Гогланд. Под меткими залпами русских комендоров шведы понесли большой урон в людях. Их суда получили значительные повреждения. Шведское командование было вынуждено отказаться от высадки войск на южный берег Финского залива.
В кампании 1789 г. русская армия, перешедшая в наступление в Финляндии, встретила упорное противодействие шведских войск. Активное содействие оказывал им шхерный флот. Победа русской гребной флотилии в Роченсальмском сражении имела важные для России последствия. Шведские войска в Финляндии лишились помощи своего шхерного флота.
Шведское командование рассчитывало на удачную компанию 1790 г. 2 мая шведский флот подошел к Ревелю и атаковал стоявшую на рейде эскадру адмирала В. Я. Чичагова. Бой продолжался около двух часов. Под ударами русских кораблей шведы отступили. Урон противника в людях составил свыше 700 человек. Русские потеряли 8 человек убитыми и 27 ранеными.
Несмотря на поражение, шведский флот не отказался от дальнейших наступательных действий. После исправления повреждений он направился в восточную часть Финского залива с намерением нанести удар по кронштадтской эскадре. В результате сражения у Красной Горки 23–24 мая шведский план нападения на Петербург потерпел окончательный провал. Противник уже больше не помышлял о наступательных действиях. Теперь все его стремления были направлены на то, чтобы спасти свой заблокированный флот и 3 августа 1790 г. в финской деревне Вяряля был заключен мирный договор, который подтвердил прежние границы между Россией и Швецией.
Первая половина XIX века в истории России характерна экономической и политической отсталостью. Русский флот, хотя и занимал по численности третье место в мире, уступая лишь английскому и французскому, состоял из парусных судов. С внедрением в судоходство пара и началом строительства металлических кораблей российская промышленность не могла быстро создавать паровой флот. На флоте процветали бюрократизм, очковтирательство, казнокрадство.
Несмотря на застой, в летописи Балтийского флота и географической науки занимает особое место плавание, совершенное в 1818–1821 гг. военными шлюпами «Восток» и «Мирный» под командованием капитана 2 ранга Ф. Ф. Беллинсгаузена и лейтенанта М. П. Лазарева.
Оно стало составной частью большого научно-исследовательского предприятия, осуществленного в целях географических открытий у Южного полюса и поиска морского пути из Берингова пролива в Атлантический океан. Беллинсгаузен и Лазарев в январе 1820 г. открыли шестую часть света — покрытый льдом материк Антарктиду. Этих районов шестого континента после русских моряков в течение более ста лет никто не достигал.
Другое важнейшее географическое открытие первой половины XIX века принадлежит капитан-лейтенанту Г. И. Невельскому.
В этой экспедиции было установлено, что Сахалин — остров, а Татарский пролив и устье Амура — судоходны.
В 1803–1854 гг. русскими моряками было совершено 40 плаваний из Балтийского моря в Тихий океан. Среди участников кругосветных плаваний были известные в последующем полярные исследователи Ф. П. Литке, Ф. П. Врангель, К. П. Торсон, М. К. Кюхельбекер, выдвинулась плеяда таких выдающихся русских мореплавателей, как И. Ф. Крузенштерн, Ю. Ф. Лисянский, О. Е. Коцебу, В. М. Головнин, М. П. Лазарев, Л. А. Гагемейстер, М. Н. Васильев, Г. С. Шишмарев… Русским морякам удалось уточнить карту Тихого океана. На нее были нанесены многочисленные ранее неизвестные острова в группах Паумоту, Маршалловых и Каролинских островов. Участники экспедиций произвели опись восточного берега Сахалина, Курильских островов, части Алеутских островов, северо-западного побережья Берингова моря, Татарского пролива и устья Амура, острова Нунивак у побережья Аляски. Крупным вкладом в развитие океанографии явились исследования солености и удельного веса морской воды на поверхности и на глубинах, вертикального распределения температуры воды в океане, свечения моря. Гидрографические и картографические исследования осуществлялись также на и Балтийском море.
В этот же период агрессивные устремления Наполеона I создали реальную угрозу независимости всех европейских стран. Российское правительство предприняло ряд превентивных мер, направив к Ионическим островам эскадру Балтийского флота. Возглавил ее вице-адмирал Д. Н. Сенявин.
Чтобы не допустить продвижения французских войск в глубь Балкан, русские моряки поддержали восстание славянского населения области Бокка-ди-Каттаро. Сенявин разработал также план освобождения Далмации, оккупированной французскими войсками. С началом военных действий средиземноморские силы русского флота были перенацелены для действий в Эгейском море. В результате победы в Афонском сражении эскадра Сенявина завоевала господство на всем Эгейском море.
Между тем первая война с наполеоновской Францией закончилась поражением русских войск под Аустерлицем в 1805 году. В июне 1807 г. был заключен Тильзитский мир. Русский флот в Средиземном море получил приказ вернуться в черноморские и балтийские порты.
Развитие событий показало, что союз с Наполеоном непрочен. В ночь на 12 июня 1812 года полумиллионная французская армия вторглась в Россию. Значительную роль в борьбе с врагом сыграли моряки-балтийцы. В августе корабельный флот осуществил перевозку экспедиционного корпуса из Финляндии в Ревель. Затем балтийские корабли совершили переход в Англию. Совместно с английским флотом русские корабли осуществляли крейсерство у берегов Франции и Голландии. Балтийский гребной флот успешно участвовал в обороне Риги. Активно действовали русские суда и у берегов Пруссии. Успешно вели борьбу с врагом на суше моряки петербургского гвардейского флотского экипажа, вступившего в боевые действия под Витебском, в период наступления наполеоновских войск на Москву. В знаменитом Бородинском сражении отличилась артиллерия экипажа. За проявленное мужество и храбрость 16 моряков-гвардейцев были награждены «Знаками отличия Военного Ордена», а офицеры – орденами.
В последующем балтийцы прошли плечом к плечу с армией победный путь от Москвы до Парижа. За отличие под Кульмом 17-18 августа 1313 года морской экипаж вместе с лучшими полками гвардии получил высшую боевую награду того времени — Георгиевское знамя.
Помимо прямого участия в боях многие моряки в составе саперных частей и понтонных команд наводили мосты, налаживали переправы, прокладывали дороги.
14 декабря 1825 года Гвардейский флотский экипаж принял участие в открытом вооружённом выступлении против самодержавия и крепостничества в России, подготовленным Северным обществом декабристов. К 5 часам дня восстание было полностью подавлено.
В современной России боевую летопись Гвардейского флотского экипажа изучает и пропагандирует Международный военно-исторический клуб «Морской Гвардейский Экипаж» под руководством Малышева Леонида Александровича, кандидата технических наук, профессора, капитана 1 ранга в отставке.
В 1821 г. восстал против своих поработителей греческий народ. Турецкий султан, оказавшись не в силах самостоятельно подавить восстание, обратился за помощью к египетскому паше. Российское правительство твердо выступало за оказание помощи грекам. К моменту прихода союзной эскадры турецко-египетский флот находился у западного побережья полуострова Пелопоннес, в Наваринской бухте. Наваринское сражение закончилось истреблением всего турецко-египетского флота.
За мужество, храбрость и морское искусство, проявленные экипажем в сражении, линейный корабль «Азов» был удостоен высшего боевого отличия — кормового Георгиевского флага.
В 1848 г. балтийские моряки пришли на помощь Дании, подвергшейся нападению Пруссии. Потерпев ряд поражений на суше и опасаясь вступления в бои русских кораблей, Пруссия была вынуждена отказаться от посягательств на датские владения.
В октябре 1853 г. началась Крымская война, которая стала последней для русского парусного флота. Военные действия на Балтийском театре начались весной 1854 года. Для защиты подходов с моря к Кронштадту, Ревелю и Свеа-боргу балтийцы впервые в морской истории применили подводные мины. Простояв неделю у Кронштадта, союзники убедились, что предпринять активные действия против него не смогут. Так бесславно для них закончилась кампания 1854 г. на Балтике. В ходе войны стало очевидным, что гладкоствольная артиллерия должна уступить место нарезной. Война показала превосходство паровых кораблей перед парусными.
27 сентября 1861 г. на Балтийском заводе спускается на воду канонерская лодка «Опыт». Это был первый в России и один из первых в мире железных броненосных кораблей.
К 1870 г. на Балтийском флоте насчитывалось 23 боевых броненосных корабля. Вступление в строй этих броненосных крейсеров совпало с русско-турецкой войной 1877–1878 годов. В 1887 г. для Балтийского флота был построен первый минный крейсер «Лейтенант Ильин».
Война между Россией и Японией 1904 – 1905 гг. началась в крайне неблагоприятных для России условиях. 2 октября 1904 г. основные силы Тихоокеанской эскадры вышли из Либавы. Балтийцы, совершив беспримерный в составе эскадры переход протяженностью 18000 миль. 14 мая 1905 г. русская эскадра вошла в Корейский пролив. Командующий эскадрой решил идти во Владивосток кратчайшим путем — мимо архипелага Цусима. Разгром русской эскадры в Цусимском сражении стал последней драмой войны.
В России назревала революция. Широкий размах приобрели выступления моряков Балтийского флота. 15 июня 1905 года восстали флотские экипажи в Либаве. В Кронштадте в июне-июле произошли «гороховые бунты» — протесты матросов и солдат против плохой пищи. Летом 1906 года на Балтийском флоте вновь прокатилась волна выступлений. Самыми крупными из них были Свеаборгское и второе Кронштадтское. 20 июля восстали моряки крейсера «Память Азова», находившегося на учениях в районе Ревеля. 21 июля крейсер «Память Азова» с поднятым на мачте красным флагом пришел на Ревельский рейд. Произошла кровопролитная схватка, в результате которой восставшие потерпели поражение.
В 1909 г. в состав Балтийского флота вошла «Минога» — первая в мире подводная лодка с дизельной силовой установкой для надводного хода.
Тогда же вступила в строй подводная лодка «Почтовый», на которой впервые в России решалась проблема единого теплового двигателя, работавшего на гребной вал в надводном и подводном положениях.
19 июля 1914 г. началась Первая Мировая война. За годы войны на Балтийском море значительное развитие получили различные виды боевого обеспечения: разведка, противоминная, противолодочная и противовоздушная оборона, организация дозорной службы. В боевых действиях принимали участие все рода сил флота, использовались все виды морского оружия.
Революция 1917 года и последующая гражданская война в России стали катастрофой для Балтийского флота. В начале декабря 1917 функции командующего и штаба стал выполнять Военный отдел Центрального комитета Балтфлота. Началось создание частей из моряков Балтийского флота. К лету 1918 г. общая численность матросов в рядах Красной Армии достигла 20 тыс. человек. В период наступления войск кайзеровской Германии, моряки Балтики провели операцию, известную под названием Ледовый похода - операцию по спасению кораблей Балтийского флота - перевод их из Ревеля и Гельсингфорса в Кронштадт. В результате были спасены 236 кораблей и судов, включая 6 линкоров, 5крейсеров, 59 эсминцев, 12 подводных лодок.
После окончания гражданской войны на Балтийском флоте положение было тяжелым. В апреле 1920 г. произвели первый выпуск Соединенные классы специалистов командного состава РККФ, а 18 июня 1922 г. — Училище командного состава флота. Были организованы учебные отряды и школы по подготовке специалистов рядового и младшего начальствующего состава.
Уже осенью 1922 г. Балтийский флот провел маневры, по окончанию которых сводный отряд из 18 вымпелов, впервые после гражданской войны вышел в поход, во время которого учебный корабль «Комсомолец» посетил Кильскую бухту. В 1924 г. крейсер «Аврора» и учебный корабль «Комсомолец» совершили поход по маршруту Кронштадт — Берген — Мурманск — Архангельск — Тронхейм — Кронштадт. Это был первый выход кораблей советского Балтийского флота в океан.
В 1927 году Балтийский флот провел учения, положившие начало отработке взаимодействия надводных кораблей с подводными лодками, авиацией и береговой обороной.
23 февраля 1928 года Балтийский флот был награждён орденом Красного Знамени.
Первым боевым кораблем советской постройки, вошедшим в состав Краснознаменного Балтийского флота, была подводная лодка «Декабрист», вступившая в строй 18 ноября 1930 года.
Началось плановое развитие морской авиации, завершившееся к 1926 году. В первой пятилетке на вооружение флота стали поступать самолеты советской конструкции — истребители И-2.
В годы второй пятилетки (1933–1937 гг.) была реорганизована и укреплена береговая оборона, основу которой составляла стационарная артиллерия калибром до 406 миллиметров. В 1933 г. балтийцы получили 3 первых советских подводных минных заградителя типа «Ленинец» и 3 торпедные подводные лодки типа «Щука».
Велось строительство базовых тральщиков типа «Фугас», малых охотников за подводными лодками типа МО-4, торпедных катеров типа Г-5, бронекатеров, катеров-тральщиков. На вооружение флота поступили большая корабельная мина, авиационные мина и торпеда, торпеды для подводных лодок, эскадренных миноносцев и торпедных катеров, совершенные приборы управления артиллерийской и торпедной стрельбой. Дальнейшее развитие получило зенитное и противолодочное оружие.
В 1939 году в строю Краснознаменного Балтийского флота насчитывалось более 160 боевых кораблей. Военно-воздушные силы флота имели 469 самолетов. Береговая оборона включала 22 стационарные и 4 железнодорожные артиллерийские батареи.
Систему базирования флота прикрывали три полка противовоздушной обороны. Балтийский флот был единственным, имевшим бригаду морской пехоты.
С началом советско-финляндской войны Балтийскому флоту предписывалось оказывать систематическую артиллерийскую поддержку приморским флангам Красной Армии, овладеть островами в восточной части Финского залива, не допустить прорыва в этот район военно-морских сил Финляндии и других государств, срывать вражеские перевозки в Балтийском море, обеспечивать безопасность своих морских сообщений. Всего за 100 дней военных действий военно-воздушные силы флота произвели 16663 боевых вылета, из них 881 — ночью. В начале марта финская армия потерпела поражение. 11 марта 1940 года пал Выборг. На следующий день в Москве был подписан советско-финляндский договор, по которому улучшились условия базирования и развертывания сил флота. За подвиги, совершенные в период советско-финляндской войны, звание Героя Советского Союза было присвоено 22 балтийцам.
С началом Великой Отечественной войны, 22 июня 1941 года на Ханко совершила налет немецкая бомбардировочная авиация. 28 июня финны начали постановку минных банок на фарватерах к западу и юго-западу от полуострова. Одновременно легкие силы финского флота предприняли попытку высадить десанты на прилегающие к Ханко острова. Защитники Ханко не только отразили все многочисленные атаки врага, но и в период с 16 июля по 19 августа заняли 19 близлежащих островов.
164 дня — с 22 июня по 2 декабря — доблестный гарнизон отражал яростные атаки врага с суши, моря и воздуха. 36 раз противник предпринимал штурм, обрушив на базу свыше 500 тыс. снарядов и мин. Успеху эвакуации военно-морской базы Ханко в значительной мере способствовала скрытность ее проведения.
В течение всей Великой Отечественной войны Балтийским флотом бессменно командовал адмирал В. Ф. Трибуц.
Действия Краснознаменного Балтийского флота на морских коммуникациях противника сорвали расчеты немецко-фашистского командования беспрепятственно питать свои сухопутные войска, наступавшие на Ленинград, через захваченные военно-морские базы и порты Финского залива. Была создана морская оборона Ленинграда, сформированы Онежская, Чудская и Ильменская военные флотилии. Флот выполнял ставившиеся перед ним задачи в тесном взаимодействии с сухопутными войсками. Авиация Балтийского флота потопила 70 боевых кораблей и вспомогательных судов, 96 транспортных судов общим тоннажем 278026 брт и 34 мелких судна. С начала войны и до марта 1943 г. Балтийский флот направил на сухопутный фронт свыше 110000 человек. Были сформированы семь отдельных бригад морской пехоты, три отдельных батальона, два лыжных полка. Одним из таких полков командовал будущий Герой Советского Союза, прославленный командующий Воздушно-десантными войсками Генерал Армии Маргелов Василий Филиппович.
Во время войны Балтийский флот высадил 24 десанта различного масштаба. Кроме того, 6 десантов высадила Ладожская флотилия и 2 — Онежская. В десантных действиях участвовало около 25000 моряков-балтийцев.
Невосполнимый урон противнику нанесли советские подводники. Боевого успеха добился экипаж подводной лодки «С-13» под командованием капитана 3 ранга А. И. Маринеско. 30 января 1945 г. лодка атаковала и потопила лайнер «Вильгельм Густлоф» тоннажем 25484 брт. Указом Президента СССР от 5 мая 1990 года Маринеско Александру Ивановичу было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).
Орденом Красного Знамени были награждены «Щ-307», «Щ-310», «Лембит», «К-52» и сама бригада подводных лодок. Почетного звания Героя Советского Союза удостоились командиры подводных лодок В. К. Коновалов С. Н. Богорад, М. С. Калинин и И. В. Травкин. За годы войны подводные лодки совершили 196 боевых выходов, из них 106 — в Балтийское море.
Балтийцы в течение всей Великой Отечественной войны потопили 624 транспортных судна общим тоннажем 1598411 брт и 581 боевой и вспомогательный корабль. Повреждено 106 транспортов (308110 брт), 272 боевых корабля и вспомогательных судна противника.
С особым напряжением пришлось действовать тральным силам, которые прошли
1 231 000 миль, из них с тралами 782 600 миль, было вытралено и уничтожено около 5000 мин, из них 300 неконтактных. Всего на Балтийском море тральщики очистили от них площадь в 15 тыс. квадратных миль. Борьба с минной опасностью в послевоенные годы включала также обследование водолазами причалов, гаваней, портовых сооружений. Водолазы, используя специальное немагнитное снаряжение, осматривали и ощупывали каждый подводный объект. Они обследовали площадь в 8,5 млн. квадратных метров, обнаружили и уничтожили большое количество мин, авиационных и глубинных бомб. В 1953 г. очистка Балтики от мин в основном закончилась. За мужество и героизм, умелое руководство боевым тралением командиру подразделения тральщиков Г. Я. Оводовскому было присвоено звание Героя Советского Союза.
Морская авиация Балтийского флота провела более 158000 самолетовылетов, сбили в воздушных боях 2203 и уничтожили на аэродромах 215 самолетов противника, совершили 11 таранов. Балтийские летчики первыми в Великую Отечественную войну нанесли удары по столице фашистской Германии — Берлину.
За время войны свыше 100 тыс. балтийцев были награждены орденами и медалями, 152 человека удостоены высокого звания Героя Советского Союза.
За подвиг, совершенный в годы Великой Отечественной войны, Краснознаменный Балтийский флот был награжден вторым орденом Красного Знамени - Указ Президиума Верховного Совета СССР от 7 мая 1965 г.
В мирное время строгим экзаменом на боевую зрелость стали для моряков-балтийцев маневры Военно-Морского Флота «Океан», которые проводились в апреле — мае 1970 года в год 25-летия Победы над фашистской Германией и учения «Запад-81».
После распада СССР основными пунктами базирования Балтийского флота стали Балтийск и Кронштадт.
Суровое испытание прошли морские пехотинцы Балтики в Чеченской республике.
18 января 1995 года батальон отдельной гвардейской Белостокской Краснознаменной орденов Суворова и Александра Невского бригады морской пехоты участвовал в штурме президентского дворца в Грозном, смертью храбрых пали 16 балтийцев. Но дворец был взят, и морские пехотинцы водрузили на нем Андреевский флаг.
Более тысячи «черных беретов» с Балтфлота были отмечены орденами и медалями за мужество и отвагу, проявленные в ходе боевых действий во время первой чеченской кампании. В жестоких боях с бандформированиями, выполнив свой воинский долг до конца, пали смертью храбрых 46 балтийцев.
Летом 1995 года начался вывод морской пехоты из Чечни. 23 июня батальон морских пехотинцев завершил передачу своих блокпостов подразделениям 506-го мотострелкового полка и 29 июня батальон вернулся в Калининградскую область.
Ни один погибший морской пехотинец с Балтики не был оставлен на Кавказе. Все погибшие с почестями погребены на родине. Ни один военнослужащий бригады не был в плену, не пропал без вести.
В Балтийске, где дислоцировано гвардейское соединение, две улицы носят имена погибших морских пехотинцев – Евгения Кочешкова и Евгения Колесникова. Имя командира бригады, легендарного генерала Героя России Евгения Кочешкова присвоено также малому десантному кораблю на воздушной подушке, входящему в состав Балтийского флота. Почетное звание Героя Российской Федерации также было присвоено: Дарковичу Александру Васильевичу, Полковникову Дмитрию Александровичу и Шейко Сергею Сергеевичу. Колесникову Евгению Николаевичу звание Героя Российской Федерации было присвоено посмертно.
В честь юбилея Дважды Краснознаменного Балтийского флота ветераны Военно-морского флота и Воздушно – десантных войск Сумской области желают морякам - балтийцам крепкого здоровья, счастья и благополучия, мужества и оптимизма. Всем тем, кто сегодня является продолжателем славной истории российского флота - дальнейших успехов в повышении боевой готовности, совершенствовании профессионализма и воинского мастерства.
Материал подготовил пресс - секретарь СООО «Сумское морское собрание» А. В. Вовк.