Можно бесплатно скачать шаблоны для dle 10.1 у нас на сайте

НЕОБЪЯСНИМЫЙ ПОЖАР – ТРИДЦАТЬ ЛЕТ СПУСТЯ

НЕОБЪЯСНИМЫЙ ПОЖАР – ТРИДЦАТЬ ЛЕТ СПУСТЯ

 НЕОБЪЯСНИМЫЙ ПОЖАР – ТРИДЦАТЬ ЛЕТ СПУСТЯ

В апреле 1984 года на боевую службу в автономное плавание вышла атомная подводная лодка К-131 проекта 675 из состава Краснознамённого Северного флота.
На протяжении 61 суток поход проходил нормально. Подводная лодка успешно выполнила стоявшие перед ней задачи и возвращалась на базу.
18 июня, при возвращении с боевого дежурства в базу на Кольском полуострове возник пожар в восьмом отсеке, распространившийся в седьмой. Причиной возникновения пожара послужило короткое замыкание в распределительном щите, в результате которого загорелась одежда на старшине команды электриков.
В результате погибло тринадцать человек. Четверо - от термических ожогов, остальные - от отравления угарным газом. Три человека получили телесные повреждения разной степени. Погибшие захоронены в посёлке Видяево.

 НЕОБЪЯСНИМЫЙ ПОЖАР – ТРИДЦАТЬ ЛЕТ СПУСТЯ

Атомная подводная лодка проекта 675 (по классификации НАТО «Эхо-II») 31 декабря 1964 года зачислена в списки кораблей ВМФ СССР и заложена на стапеле цеха № 50 ПО «Севмашпредприятие» в г.Северодвинске как Крейсерская подводная лодка.

 НЕОБЪЯСНИМЫЙ ПОЖАР – ТРИДЦАТЬ ЛЕТ СПУСТЯ

Первой и самой массовой ПЛАРК ВМФ СССР вооружённой дальнобойной ПКР стала подводная лодка пр.675. Проектирование началось в ЦКБ МТ «Рубин» на основе постановлений Совмина СССР от 17 и 25 августа 1956 года. ПЛАРК предназначалась для нанесения ударов ПКР П-6 по надводным кораблям и судам противника при действиях на океанских и морских коммуникациях, а также СКР П-5М по ВМБ, портам, промышленным и административным центрам, расположенным в глубине территории противника в дополнение к ДПЛ, оснащенным баллистическими ракетами. Главный конструктор П.П. Пустынцев.

 НЕОБЪЯСНИМЫЙ ПОЖАР – ТРИДЦАТЬ ЛЕТ СПУСТЯ

Основное вооружение включало восемь ПКР или СКР в восьми контейнерах поднимающихся на угол 15 градусов для старта. Стрельба возможна была только в надводном положении.
Система управления ракетной стрельбой «Аргумент». Её антенна размещалась в носовой части рубки на поворотной мачте. Несущие излучатели антенны, в нерабочем положении - заводились в ограждение рубки так, что обтекатель, установленный с задней стороны антенны становился лобовой частью ограждения рубки.

 НЕОБЪЯСНИМЫЙ ПОЖАР – ТРИДЦАТЬ ЛЕТ СПУСТЯ

Для приёма целеуказания от авиационной системы разведки и целеуказания установленной на самолетах-разведчиках ВМФ имелась радиолокационная система «Успех-У». Приём целеуказания осуществлялся как в подводном, так и в надводном положении.

 НЕОБЪЯСНИМЫЙ ПОЖАР – ТРИДЦАТЬ ЛЕТ СПУСТЯ

Торпедное вооружение было полностью идентично таковому у ПЛАРК пр.659 (4 носовых 533-мм ТА и 2 кормовых 400-мм ТА). Главная энергетическая установка также была идентична пр.627А, 658 и 659 и не подвергалась значительным изменениям.
Конструктивно ПЛАРК этого проекта - двухкорпусная подводная лодка с развитым ограждением боевой рубки и надстройкой. Прочный корпус из стали АК-25 толщиной 22-35 мм - цилиндр в средней части и два усеченных конуса в оконечностях, шпангоуты из симметричного полособульбового и сварного таврового профилей высотой 240 мм, шпация 600 мм, разделён на 10 отсеков: 1-й - торпедный, 2-й - жилой, аккумуляторный, кают-компания, 3-й - пост управления ракетами, 4-й - центральный пост, 5-й - дизель-генераторы, 6-й - реакторный, 7-й - турбинный, 8-й - турбогенераторы, электродвигатели, распределительные щиты, 9-й - жилой, камбуз, морозильная камера, 10-й - кормовой торпедный. Наружный корпус и его набор изготовлены из стали Ю3 толщиной 4-16 мм, покрыт противогидроакустическим покрытием. Межотсечные переборки из стали АК-25 толщиной 10 мм. При стрельбе ракетами, замещение их массы производится приемом воды в цистерны замещения. Головная ПЛАРК пр.675 (К-166) была построена на СМП в 1963 году.

 НЕОБЪЯСНИМЫЙ ПОЖАР – ТРИДЦАТЬ ЛЕТ СПУСТЯ

Всего с 1963 по 1968 годы на двух заводах было построено 29 ПЛАРК этого проекта (16 на СМП и 13 на СЗЛК). Лодки этого проекта активно использовались на КСФ и КТОФ, обеспечивая несение боевой службы в Средиземном море и Индийском океане.
Некоторые корабли этого проекта прошли модернизацию с заменой ракетного оружия и части устаревшего радиоэлектронного вооружения. Вначале 10 ПЛАРК в 70 - 80 -х годах прошли модернизацию по пр.675МК, 675МУ на которых были размещены новые ПКР «Базальт» (П-500) и система космического целеуказания «Касатка-Б». Водоизмещение при этом возросло на 600 т.

 НЕОБЪЯСНИМЫЙ ПОЖАР – ТРИДЦАТЬ ЛЕТ СПУСТЯ

Затем в конце 80-х годов началась модернизация ряда ПЛАРК по пр.675МКВ под новый комплекс ПКР «Вулкан» со значительно увеличенной дальностью стрельбы. Кроме того был заменён ГАК на новый – «Керчь». Для обеспечения обороны от воздушного противника в надводном положении на ПЛАРК размещен ПЗРК «Стрела-ЗМ». Водоизмещение при этом увеличилось более чем на 1000 тонн. К сожалению до развала СССР удалось модернизировать только 5 ПЛАРК.

 НЕОБЪЯСНИМЫЙ ПОЖАР – ТРИДЦАТЬ ЛЕТ СПУСТЯ

27 июня 1966 года лодка спущена на воду. Входила в состав 339-й Отдельной Бригады строящихся и ремонтирующихся подводных лодок Беломорской ВМБ.

 НЕОБЪЯСНИМЫЙ ПОЖАР – ТРИДЦАТЬ ЛЕТ СПУСТЯ

8 июля – 23 августа 1966 года прошла швартовые испытания механизмов и оборудования. 30 августа – 30 сентября 1966 года выполнила программу государственных испытаний. 31 октября 1966 года вошла в состав Северного флота. Зачислена в состав 11-й Дивизии подводных лодок 1-й Флотилии подводных лодок КСФ с базированием на губу Малая Лопаткина (Мурманскя область).

 НЕОБЪЯСНИМЫЙ ПОЖАР – ТРИДЦАТЬ ЛЕТ СПУСТЯ

В апреле 1967 года вышла на Боевую службу в Средиземное море. За весь поход так и не была обнаружена силами ПЛО вероятного противника.
9 октября 1968 года столкнулась в Баренцевом море с иностранной подводной лодкой в районе Кольского полуострова. Серьезных повреждений не было.
В 1969 году впервые в ВМФ совместно с КрПЛ К-135 выполнила опытную стрельбу по морской цели с двух направлений. Стрельба выполнена с оценкой «Отлично».

 НЕОБЪЯСНИМЫЙ ПОЖАР – ТРИДЦАТЬ ЛЕТ СПУСТЯ

С 1 марта по 31 декабря 1969 года находилась в зоне военных действий на Средиземном море и выполняла боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта.
В 1970 году приняла участие в учениях «Океан», после была перечислена в состав 7-й Дивизии подводных лодок 1-й Флотилии подводных лодок КСФ с базированием на губу Малая Лопаткина.
19 июня 1972 года при маневрировании в надводном положении К-131 столкнулась с КрПЛ К-320, в результате столкновения погнуты щиты и тяги волнорезов ТА №-1и 3, нарушена герметичность передних крышек торпедных аппаратов.
С августа 1972 по август 1976 года лодка находилась в аварийном и среднем ремонте на СРЗ-10 (г.Полярный, Мурманская область).
25 июля 1977 года была переведена в подкласс БПЛ. 15 января 1978 года К-131 возвращена в подкласс крейсерских подводных лодок.
В феврале 1980 года в составе дивизии перечислена в состав 9-й Эскадры подводных лодок КСФ с последующим перебазированием на губу Ара (Видяево, Мурманская область).

 НЕОБЪЯСНИМЫЙ ПОЖАР – ТРИДЦАТЬ ЛЕТ СПУСТЯ

28 сентября 1982 года при нахождении в ДОКе в уравнительной цистерне № 2 произошла объёмная вспышка паров краски. В результате взрыва 2 человека погибли и 4 получили серьезные ожоги.
1 декабря 1982 года К-131 в составе дивизии была перебазирована в губу Ара. С 28 марта по 4 апреля 1983 года подводная лодка участвовала в оперативном КШУ ВМФ «Атлантика-84».

 НЕОБЪЯСНИМЫЙ ПОЖАР – ТРИДЦАТЬ ЛЕТ СПУСТЯ

Автономное плавание близилось к концу. До базы оставалось всего три-четыре дня хода, когда электрик БЧ-5 старший матрос Михаил Чернега, отдыхавший после трудной вахты в восьмом электромеханическом отсеке, неожиданно проснулся от резкого свистящего шума. Аварийно продували цистерну главного балласта, клапан которой находился у подводника прямо над головой.
С койки Михаила был хорошо виден центральный проход отсека. Чернега мельком взглянул в него и… онемел: по проходу бежал горящий человек! Сразу же появилась мысль, что в отсеке пожар и необходимо побыстрее включиться в ИДА-59, который хранился в боевом посту. Отсек был уже задымлён.
Пока личный состав восьмого отсека, превратившись в живые факелы, обезумев, метался по кораблю, в верхнем ярусе этого же отсека ничего не подозревая, на пульте главной энергетической установки несли вахту капитан-лейтенант И.В. Леонов и лейтенант С.Н. Мышкин. Здесь же по служебной необходимости находился капитан 3 ранга А.Д. Черняев и отдыхал мичман Г.Н. Ватаман.
Разумеется, никто из них не знал, что в 9.30 в центральный пост лодки по громкоговорящей системе “Каштан” поступил длительный вызов из их отсека. На запрос вахтенного инженер-механика Фёдорова, «что произошло» - ответа не последовало. По включенной громкоговорящей связи из восьмого отсека были слышны лишь отчаянные крики: «Отключай! Туши!»... Фёдоров незамедлительно объявил по кораблю: «Аварийная тревога! Пожар в восьмом отсеке!».
Затем Фёдоров связался с пультом главной энергоустановки и дал команду узнать, что происходит в нижнем ярусе отсека.
Капитан 3 ранга Черняев, находившийся на пульте ГЭУ, вышел в отсек. Из четырех человек, несших вахту на палубе главной энергетической установки, уцелело лишь двое — лейтенант Мышкин да мичман Витаман.
Чтобы уточнить масштаб потерь, командир субмарины направил в седьмой и восьмой отсеки аварийные партии. Насчитали тринадцать обгоревших трупов.
21 июня «К-131» под буксирами доставили в базу. Расследованием причин трагедии занялась комиссия военно-морского флота, возглавляемая начальником Главного штаба ВМФ адмиралом В.Н. Чернавиным.

 НЕОБЪЯСНИМЫЙ ПОЖАР – ТРИДЦАТЬ ЛЕТ СПУСТЯ

Весьма существенную роль в выводах комиссии сыграло свидетельство капитан-лейтенанта Зеленского. Он пояснил, что, являясь командиром группы во время похода контролировал содержание кислорода в восьмом отсеке. В самом начале он обратил внимание, что содержание кислорода составляло 25 процентов. Он приказал выключить одну из установок РДУ, после чего содержание кислорода снизилось до 22 процентов.
Многие члены экипажа отмечали: одежда, волосы, оборудование загорались мгновенно, будто были пропитаны горючим составом.
Комиссией был сделан вывод, что пожар в восьмом отсеке возник от попадания искр на одежду Трубицина, работавшего на нештатном точиле в условиях повышенного содержания кислорода в воздухе отсека. А распространению огня в седьмой отсек способствовало то обстоятельство, что злополучная дверь между отсеками была открыта из-за неисправности системы вентиляции. Плюс к этому - своевременной подаче огнегасителя со станции ЛОХ десятого отсека воспрепятствовала неисправность фланцевых соединений.
Против командира лодки Селиванова и покойного мичмана Трубицина прокуратура Северного флота возбудила уголовные дела.
Однако заключение следствия было таково: «Анализ проведённых технических экспертиз показал, что в настоящее время, из-за отсутствия должных методик, невозможно однозначно установить научно-обоснованные причины возникновения и условия развития пожара».
Согласно заключения пожарно-технической экспертизы, проведённой всесоюзным НИИ противопожарной обороны МВД СССР, наиболее вероятной причиной воспламенения одежды мичмана Трубицина являлись абразивные искры. Они могли возникнуть при обработке на электроточиле искрообразующих материалов, если содержание кислорода в воздушной среде было выше 25 процентов, неисключено воспламенение.
В ходе проведенных экспериментальных исследований установили, что волосяной покров головы способен к интенсивному горению при концентрации кислорода не ниже 23-24 процентов, а лакокрасочные покрытия — при концентрации кислорода не ниже 27 процентов.
Начальник химической службы «К-131», химиксанинструктор, пояснил, что содержание кислорода в отсеках подводной лодки замерялось и докладывалось четыре раза в сутки. Все приборы газоанализа на борту были исправны. Поэтому эксперты в конечном итоге не смогли выяснить условия возникновения пожара, а также определить, какой именно химический компонент играл роль «катализатора». Однако действия командира подводной лодки капитана I ранга Селиванова, мичмана Худякова, капитан-лейтенанта Зеленского, матроса Сидорова и главного командного пункта по борьбе за живучесть комиссия признала правильными.
Отдельно стоит упомянуть про Александра Зеленского. Во время начала пожара он отдыхал в каюте на деаэраторной площадке в 7 отсеке. Когда всё началось, один турбинист совершил героический поступок - без аппарата забежал в каюту и разбудил Зеленского и после этого там же упал. Командир турбинной группы в полной темноте, в аппарате, подал ЛОХ в свой отсек, собрал оставшихся в живых турбинистов и вывел их в корму. Таким образом, Зеленский действительно спас корабль.
Когда к лодке, только через день, подошел спасатель, долго не получалось завести буксирные тросы. Они рвались, лодку относило к чужим берегам. Прошла команда готовить корабль к затоплению. Оставалась последняя надежда. К счастью, выдержало АБУ (аварийное буксирное устройство). После того, как лодку взяли на буксир, её в течение недели буксировали в Западную Лицу для выгрузки боезапаса. По ходу на борт закинули аварийную партию, которая совместно с пострадашим экипажем в течении всей этой недели боролись с последствиями аварии.
Впоследствии, корабль ремонтировался четыре года (средний ремонт) и потом вошёл в состав 7 дивизии.
После возвращения на базу, корабль с экипажем отбуксировали на завод в п. Роста.
Передав корабль другому экипажу на время отпуска, оставшиеся в живых члены экипажа К-131 убыли в отпуск в санаторий Дивноморское, во время которого в Видяево прошли похороны тринадцати погибших моряков.

 НЕОБЪЯСНИМЫЙ ПОЖАР – ТРИДЦАТЬ ЛЕТ СПУСТЯ

Хранит земля Заполярья прах своих защитникам Вечная им память…
• капитан 3 ранга Черняев А.Д.
• мичман Поцюс Д.Д.
• старшина 2 статьи Абрамян Г.Ф.
• матрос Приходько Н.Н.
• капитан-лейтенант Леонов И.В.
• мичман Трубицин В.П.
• мичман Яковлев С.В.
• мичман Шкинь Ю.П.
• матрос Гружас А.Ю.
• матрос Иванов О.А.
• матрос Митрофанов В.А.
• матрос Половой В.В.
• матрос Бондаренко И.Д.

Материал подготовил гвардии п/полковник запаса А. В. Вовк.



Категория: Периодика ↓ Опубликовал psi01morpex, 21-08-2014, 18:14 | Комментировать (0) | Печать

Добавление комментария

Фордевинд, fordevind, fordevind.com.ua, статьи, страна, родина, отчизна, сайт целеустремленных людей, фордевинд сумы, Вовк Андрей Васильевич, Вовк Андрей, Морпех
загрузка...