ЛОДКА – ПРИЗРАК – 8 ЛЕТ ЗАБВЕНИЯ
27 января 1961 года без вести пропала ПЛ С - 80 вместе с 68 членами команды
и ядерными боеголовками на борту.
и ядерными боеголовками на борту.
С-80 - советская дизельная подводная лодка с крылатыми ракетами. Первая подводная лодка проекта 644. Заложена 13 марта 1950 года на заводе «Красное Сормово» в городе Горький.
Технические характеристики:
Длина - 76 м;
Ширина - 6,6 м;
Осадка - 4,7 м;
Водоизмещение подводное - 1430 тонн;
Глубина погружения - 170 м;
Судовая силовая установка - два дизельных двигателя «37Д» мощность каждого 2000 л. с. и два электродвигателя «ПГ-101» мощность каждого 1350 л. с.;
Скорость хода надводная - 16 узлов;
Скорость хода подводная - 10 узлов;
Дальность плавания с РДП - 5000 миль;
Автономность - 35 суток;
Экипаж - 55 человек;
Вооружение:
Крылатые ракеты П-5 - 2;
Торпедные аппараты 533 мм – 4.
21 октября 1950 года была спущена на воду и 1 ноября по Волге доставлена в Баку на Каспийское море для прохождения сдаточных испытаний.
2 декабря 1951 года завершила испытания и вступила в строй.
6 августа 1952 года временно включена в состав Краснознаменной Каспийской флотилии. Летом 1953 года переведена из Баку в Северодвинск, и 9 ноября вошла в состав Северного флота, включена в состав 162 бригады подводных лодок 33 дивизии подводных лодок Северного флота с базированием в г. Полярный.
Проходила службу в качестве торпедной лодки до середины 1957 года.
С 1 июля 1957 года по апрель 1959 года на заводе «Красное Сормово» в Горьком выполнены модернизационные работы по проекту 644. Модернизация заключалась, в основном, в установке двух внешних контейнеров для крылатых ракет П-5, а также нового астронавигационного комплекса «Лира-11» и прочных аварийно-балластных цистерн. Был добавлен балластный киль. По завершении модернизации для прохождения испытаний переведена в Северодвинск, включена в состав 162 дивизиона строящихся и ремонтирующихся подводных лодок Беломорской флотилии.
15 января 1960 года завершила программу заводских и государственных испытания в акватории Белого моря, после чего совершила переход к постоянному месту базирования в губу Оленья. Включена в состав 212-й бригады подводных лодок 8-й дивизии подводных лодок СФ.
Ночью 26 января 1961 года С-80 находилась в Баренцевом море с целью отработки и совершенствования задач одиночного плавания.
27 января 1961 года в 00 часов 27 минут прервалась радиосвязь с дизельной подлодкой С-80 Северного флота СССР. Лодка затонула во время шторма.
14 марта 1961 года С-80 исключена из состава флота. Судьба экипажа и подводной лодки оставалась неизвестной семь с половиной лет.
Подлодку нашли 23 июля 1968 года. С - 80 лежала на твердом грунте на ровном киле, накренившись на правый борт.
24 июля 1969 года С - 80 была поднята на поверхность, отбуксирована в бухту Завалишино под Териберкой, где она была установлена на понтоны и в августе обследована правительственной комиссией во главе с вице - адмиралом Г. И. Щедриным, которая и установила причины аварии. Лодка была признана не подлежащей восстановлению, разделана на металл в 1969 году.
Моряки с С-80 были захоронены в братской могиле в посёлке Оленья Губа.
25 января 1973 года на могиле установлен памятник с надписью: «Вечная память подводникам экипажа ПЛ С - 80, погибшего при исполнении служебных обязанностей».
Список погибшего экипажа С-80:
Капитан третьего ранга СИТАРЧИК А.Д.
Капитан третьего ранга НИКОЛАЕВ В.А.
Капитан третьего ранга ОСИПОВ В.Е.
Капитан — лейтенант ПЕСКОВ А.В.
Капитан — лейтенант ГРИНЧУК А.М.
Капитан — лейтенант ЧЕРНИЧКО В.П.
Капитан — лейтенант ЖУК Г.И.
Старший лейтенант ЕВДОКИМОВ А.Г.
Старший лейтенант БОНАДЫКОВ Н.П.
Старший лейтенант ПОРУТЧИКОВ Г.П.
Лейтенант ПРОПЛЕТИН В.П.
Лейтенант КИРЬЯКОВ И.В.
Лейтенант КОВТУН Э.М.
Лейтенант КНЯЗЕВ В.И.
Лейтенант медицинской службы ЗУБКОВ В.И.
Мичман БОРОВОЙ Г.М.
Главный старшина ТАРАСОВ В.Г.
Главный старшина ПУРГИН А.Н.
Старшина первой статьи СЕРЫЙ В.Я.
Старшина первой статьи ГЕРАСИМЕНКО В.З.
Старшина первой статьи АЛЕКСЕЕВ Б.А.
Старшина первой статьи ШАХИН В.С.
Старшина первой статьи ЛЕДНИК П.Ф.
Старшина второй статьи ЗЮЗИН Ф.Ф.
Старшина второй статьи КОЧНЕВ Ю.Н.
Старшина второй статьи АГИБАЛОВ Ю.В.
Старшина второй статьи ХРИПКО Д.М.
Старшина второй статьи ГРИГОРЧУК В.А.
Старшина второй статьи ШЕЛЯКО Ю.И.
Старшина второй статьи ГРЕСЕВ И.Г.
Старшина второй статьи ПОГОРЕЛЫЙ Н.Г.
Старший матрос ВОЯКОВ В.А.
Старший матрос БАРДИН К.Ф.
Старший матрос КОЖИН А.Л.
Старший матрос ВОРОБЬЁВ В.Н.
Старший матрос ЛЕОНОВ В.С.
Старший матрос КАЗАРЯН-ОГЛЫ В.Г.
Старший матрос САВИН Г.Н.
Старший матрос КРЕЙДО В.Н.
Старший матрос ЧАПАС Р.А.
Матрос КОШЕЛЕВ В.С.
Матрос НИДЗЕЛЬСКИЙ Г.Н.
Матрос НИКИТИН В.И.
Матрос БАЛБОРИН В.Н.
Матрос МЯЗИН М.Н.
Матрос УЛЬЯНОВ В.П.
Матрос ОПАРИН А.Р.
Матрос ЦЫБИН В.В.
Матрос ГУЛИН В.Г.
Матрос ГЛАЗУНОВ А.П.
Матрос САМОХВАЛОВ А.Н.
Матрос ЯКУНИН Н.Д.
Матрос МАЛЬКОВ А.Н.
Матрос ИСАКОВ А.Г.
Матрос ЧАЛЬЦЕВ А.Д.
Матрос ПИЛИПЕНКО В.П.
Матрос ЧАГИЛО В.Н.
Матрос ШАЛАГИНОВ Ю.А.
Матрос ПАНФЕРОВ В.В.
Матрос ТУМАН В.Г.
Матрос КРЮКОВ А.А.
Матрос РОДИН Г.И.
Матрос МАШАНОВ П.М.
Матрос МЕРТИКОВ В.Н.
Матрос СМОЛИН Б.И.
Матрос СИЛАЕВ Ю.А.
Матрос КРОПАЧЕВ А.А.
Матрос ДОРОГОКУПЛЯ И.А.
Более полувека прошло с момента трагедии, но тайна гибели подводной лодки так и осталась полностью не раскрытой, во всяком случае, для семей подводников.
Подводный флот Советского Союза десятилетиями оставался заложником той неизвестной войны, которую политики называли «Холодной».
А строки Александра Хрящевского из «Памяти подводников ПЛ С-80» только тому очередное подтверждение:
«Флот отдаст запоздалые почести – караул и казенный венок…
Может с нами Отчизна не кончится и усвоит жестокий урок.
И избегнет привычной напасти, и отменит порочную связь:
Подлецов не возвысит до Власти и Героев не вляпает в Грязь.»…
Материал подготовил А. В. Вовк – член Национального союза журналистов Украины и Всеукраинской организации писателей - маринистов, гвардии п/полковник.