МЫ БЫЛИ ПЕРВЫМИ
Уважаемые читатели, продолжаем знакомство с будущей книгой
капитана I ранга Петра Ивановича Удовенко
капитана I ранга Петра Ивановича Удовенко
“ФЛОТ В МОЕЙ ЖИЗНИ”
Проанализировав обстановку в Вооруженных Силах СССР, Центральный комитет КПСС 21 января 1967 года издал Постановление “О мерах по улучшению партийно-политической работы в Советской Армии и ВоенноМорском Флоте”. В нем были поставлены ряд важных задач, направленных на повышение боевой и политической подготовки подразделений, частей и соединений. Прежде всего, с целью усиления воспитательных процессов, повышения морально-боевых качеств личного состава в армии и на флоте вводился институт заместителей командиров рот, батарей, эскадрилий, корабельных боевых частей по политической части. Этим же постановлением предусматривалось создание высших военнополитических училищ по подготовке политработников с учетом специфики видов, чуть позже и родов, Вооруженных Сил СССР. Среди первых семи создаваемых новых училищ было и Киевское ВВМПУ.
Почему военно-морское училище разместили в Киеве?
Ответ на этот вопрос можно найти в партийном постановлении. В нем перед командованием вооруженных сил, была поставлена задача – подготовить новое поколение офицерских кадров, обладающих не только высокими знаниями оружия и боевой техники, но и быть педагогами и психологами - “инженерами человеческих душ”. С этой целью рекомендовалось разместить политические училища в городах - центрах, богатыми своими историческими традициями, научными и культурными учреждениями. Само размещение училищ в таких центрах создавало уникальные условия для формирования личности будущего политработника, обладающего высокими морально-боевыми качествами, знаниями и опытом работы с людьми в сложных условиях.
Киев - столица Украины, как ни какой другой город страны отвечал таким требованиям. Он имел славную историю своего развития, был центром политической и духовной жизни страны. Здесь находилось сосредоточие науки, культуры, производства, социальной инфраструктуры, спортивных сооружений, современные пути сообщения и снабжения. Многочисленные коллективы рабочих крупных промышленных предприятий пополняли ряди партийных и комсомольских организаций, а те, в свою очередь, проводили активную воспитательную работу среди молодежи города. В городе действовали многие театры, музеи, уникальные библиотеки. Творческие люди, объединенные в союзы писателей и журналистов, работников телерадиоцентров, газет, журналов, своевременно высвечивали различные события в стране и за рубежом. Киевская научная школа, была одной из самых мощных и развитых в Советском союзе. Она включала университеты и институты подготовки кадров педагогического, психологического, юридического, медицинского и других профилей. Не менее важным было и то, что расположенные в Киеве военные училища готовили офицерские кадры для общевойсковых, танковых, авиационных, ракетных, радиоэлектронных, инженерных и других подразделений воинских частей. Высококвалифицированные научные кадры киевских учебных заведений можно было привлечь для работы в морском училище. Киев располагал огромной строительной индустрией и в короткое время мог построить для училища необходимые помещения и обеспечить семьи военнослужащих жильем.
Такие аргументы в пользу размещения морского училища в Киеве выложил Первый секретарь ЦК КПУ Щербицкий Владимир Васильевич.
Забегая вперед, отметим, - этот человек неоднократно бывал в училище, внимательно следил за его становлением и развитием. Училищу была выделена территория на берегу Киевского водохранилища для строительства летнего лагеря КВВМПУ, размещения там учебных катеров, ялов и яхт.
Училище разместили в Подольском районе города Киева на Красной площади (теперь Контрактовая площадь). Ранее тут размещался учебный отряд Военно-Морского Флота по подготовке специалистов связи.
Своего загородного учебного центра в училище еще не было. Полк Министерства внутренних дел, который располагался на Подоле, приютил курсантов морского училища на своей базе. Там, в палаточном городке и проживали курсанты.
За время пребывания в учебном лагере все возмужали, перезнакомились, а некоторые подружились. Курсанты занимались строевой подготовкой, пели песни, ходили в наряд, но большинство работало в училище.
Рядом с курсантами трудились преподаватели кафедр, заведующие лабораториями и методических кабинетов, лаборанты училища. На их плечи легла обязанность подготовить к занятиям не только свои кафедры, но и лекционные аудитории, в которых предстояло читать лекции. Параллельно начальники кафедр, председатели предметно-методических комиссий и преподаватели занимались подготовкой лекций, наглядных пособий и технических средств обучения. Училище напоминало растревоженный муравейник.
27 - 28 сентября все курсанты переехали из лагеря в помещения училища.
Первого октября 1967 года личный состав училища выстроили на плацу. Ровно в 10.00 грянул встречный марш в исполнении училищного духового оркестра, и начальник училища капитан I ранга Турчинов Ф.Ф. доложил первому заместителю Главнокомандующего ВМФ, начальнику Главного штаба ВМФ адмиралу Сергееву Н.Д. о готовности училища к его открытию. Адмирал Сергеев Н.Д. вручил капитану I ранга Турчину Ф.Ф. боевое знамя училища, а тот в свою очередь, знаменному взводу. Слова адмирала об открытии училища утонули в дружном УРА всего коллектива училища. Праздничный обед состоялся в обновленной столовой, размещенной в торце первого этажа корпуса №1.
Впервые киевляне и гости Киева увидели курсантов, на бескозырках которых развевались ленточки с якорями и надписью – Киевское высшее военно-морское политическое училище.
Многие горожане и гости с удивлением смотрели на морполитовцев и радостно приветствовали.
Вся организация учебно-воспитательного процесса в училище была направлена на всестороннее развитие личности военно-морского политработника. Прежде всего, выпускники училища должны были стать специалистами военного дела, обладающими прочными военно-техническими знаниями, спецификой службы на флоте. Перед курсантами первого набора была поставлена задача – стать специалистами штурманского дела и овладеть военно-морскими навыками в объеме вахтенного офицера корабля. Не менее важно было сформировать у курсантов прочные навыки работы с людьми в повседневных и боевых условиях деятельности надводных кораблей и подводных лодок ВМФ.
Первый начальник училища (1967 – 1972 годы) капитан I ранга Турчинов Федор Филимонович. В 1941 году он окончил Московский педагогический институт и мобилизован на войну. В том же году окончил училище Противовоздушной обороны (ПВО) и всю свою молодость провоевал на фронтах Второй мировой войны. Человек, не склонивший голову перед врагом, он и в послевоенное время остался очень принципиальным и решительным. Патриот, кандидат педагогических наук, эрудит, владеющий опытом руководства подразделениями, частями и соединениями ВМФ, отличный организатор, он лично страдал от своей неуступчивости.
Наиболее многочисленный отряд училищных тружеников представляли преподаватели. Они являлись главным действующим лицом учебно-воспитательного процесса. Большая часть преподавателей прошли боевую закалку на фронтах Второй мировой войны. Они имели ранения, государственные награды, но главное - сохранили в себе любовь к Родине и желание сделать все необходимое, чтобы флот получил хорошее офицерское пополнение. Фронтовики служили для курсантов примером мужества, стойкости, выдержки, настойчивости, решительности, дисциплинированности. Каждый из них владел хорошими организаторскими качествами, педагогическим мастерством и тактом. Помимо лекций и семинарских занятий преподаватели часами проводили с нами во время самостоятельной подготовки, давали советы на корабельных практиках и стажировках курсантов.
Первые месяцы учебы были очень и очень трудными для многих ребят, которые уже отслужили по 3 и 4 года. Разрыв между школой в 5 - 6 лет был ощутим в знаниях, а требования для всех были одинаковые. Чтобы быть наравне с другими курсантами и не отставать в учебе, приходилось отказываться от некоторых мероприятий, увольнений и больше заниматься самому. Трудности испытывали и курсанты представители Союзных республик. При поступлении в училище только русские, украинцы и белорусы не имели поблажек, а ребят с других республик зачисляли и с более низкими знаниями, особенно по русскому языку. Была четкая установка ЦК КПСС – в политических училищах обязаны учиться представители всех Союзных республик.
Курсантскую жизнь невозможно представить без нарядов и караулов. Курсанты несли службу помощников дежурного по училищу и контрольно-пропускному пункту, дежурного по батальону, дежурного и двух дневальных по ротам.
Первую курсантскую практику обе роты проводили на крейсере “Комсомолец” дважды Краснознаменного Балтийского флота. Корабль специально переоборудовали для практик курсантов высших учебных заведений ВМФ.
Второй курс учебы в КВВМПУ завершался смешанной практикой. Первая ее часть – катерная практика проводилась на Киевском море. Вторая часть – комсомольская практика проходила на кораблях и в частях Краснознаменного Черноморского флота. Роты разделили. Первая рота поехала в город Севастополь, а наша под Лютеж. Здесь находились училищные учебные катера типа “Ярославец” и шестивесельные ялы. Нам предстояло закрепить полученные знания и отработать навыки по международным правилам предупреждения столкновений судов в море, регламенту рейдовой службы, общие положения по управлению кораблем и подготовке его к выходу в море. Каждый курсант должен был отработать навыки управления катером и шлюпкой. Здесь же осваивали флажный и световой семафор, флотский набор командных слов, учились вязать флотские узлы и канаты, различать по силуэтам классы надводных кораблей.
Следующая практика проходила кораблях Черноморского флота.
Третий год учебы в КВВМПУ начался без особых приключений. После третьего курса на практику. Североморск, нас встретил прохладным ветерком и моросью. Мне и девяти моим товарищам выпал большой противолодочный корабль (БПК) “Вице адмирал Дрозд”.
Четвертый год учебы отличался от предыдущих тем, что командование и преподаватели к нам стали относиться еще пристальнее. Практически всем присвоили воинское звание мичман. Нас почти не загружали работами по благоустройству училища, а они продолжались с высокой активностью, особенно в военном городке №2. На занятиях больше внимания уделялось практическим вопросам.
Весной 1971 г. мы разъехались на 45-дневную стажировку по флотам. В отделе кадров КСФ мне предложили должность заместителя командира спасательно-подъемного судна (СПС) ”Карпаты” проекта 530. Политработник корабля на это время ушел в отпуск. Судно стояло в Росте. Меня встретили хорошо и разместили в каюте замполита. В эти дни флот, как и вся страна, готовились к выборам в Верховный совет СССР. Я с головой окунулся в работу и очень многое узнал о самом судне и его экипаже.
Для меня все это было новым, неизведанным. Прощание с экипажем СПС “Карпаты” было очень теплым и трогательным. Командир наградил меня грамотой, матросы обнимали и желали успеха, а офицеры собрали паек в дорогу.
По возвращению в Киевское ВВМПУ мы сдали государственные экзамены. 26 июля 1971 года приказом Министра обороны СССР № 01068 всем выпускникам присвоили воинское звание лейтенант и выдали новенькую офицерскую форму.
Настал день 30 июля 1971 года. В 10.00 личный состав училища выстроили на плацу. На вручение пагонов и дипломов в училище прибыл Первый секретарь ЦК КПУ В.В. Щербицкий и большая группа гостей от партийных и государственных органов Украины. Военно-морской флот высадил в Киеве невиданный по числу флотских руководителей десант. Его возглавлял Главнокомандующий ВМФ адмирал флота Советского Союза Горшков С.Г. и член Военного совета - начальник Политического управления ВМФ адмирал Гришанов В.М. Каждый флот направил свою делегацию, в которую входили: командующие флотов, флотилий, их заместители по политической части, начальники отделов кадров, многие командиры и начальники политотделов соединений. Здесь были представители Главного Политического управления СА и ВМФ, Киевского военного округа и другие.
Начался торжественный митинг. Находясь в строю, мы практически не слушали слов приветствия выступающих из трибуны. Получив погоны и кортики, выпускники направились в ротные помещения, быстро переоделись в офицерскую форму и снова построились на плацу. Скажу честно – нас было не узнать. Парадная офицерская форма, кортики на левом боку и фуражки с “крабами” – преобразили выпускников. Начальник училища подал команду, грянул оркестр и мы пошли торжественным маршем перед нашими командирами, преподавателями, родными, многочисленными гостями. В одно из мгновений наши руки взметнулись и вверх полетели золотистые рубли.
Сверкая в солнечных лучах, они падали на лейтенантские погоны, плечи, головы,
наполняя наши сердца гордостью и радостью –
мы офицеры Военно-Морского Флота!
наполняя наши сердца гордостью и радостью –
мы офицеры Военно-Морского Флота!
В этот момент к нам подошел Главком ВМФ. Не слушая моего представления, протянул руку к моей груди, где висели три медали: Двадцать лет Победы в Великой отечественной войне 1941 – 1945 гг.; Пятьдесят лет Вооруженных Сил СССР; За воинскую доблесть – в ознаменование 100–летия со дня рождения В.И. Ленина. Адмирал Флота Советского Союза взял одну из них в свою руку и спросил: “Когда Вы успели получить столько медалей?”. Я начал объяснять ему, что и как, а мичман Фоменко несколько раз сфотографировал нас в таком положении. Эта фотография долгие годы находилась на стенде в музее училища, а курсанты придумывали ей разные названия.
Вечером в Доме офицеров, что на Печерске, состоялся выпускной бал. Месяц отпуска пролетел очень быстро. Впереди ждал Краснознамённый Северный флот…
По поводу приобретения электронного варианта можно будет обратиться по адресу: Украина, 08363, Киевская область, Бориспольский район, село Сошников, улица А. Личенка, 39. Удовенко Пётр Иванович.
тел.: +38-067-772-90-40
Email: Udovenko.petr2017@gmail.com
Автор будет признателен за любую финансовую поддержку.