Можно бесплатно скачать шаблоны для dle 10.1 у нас на сайте

РОДИНА ЧЕСТЬ МУЖЕСТВО

РОДИНА ЧЕСТЬ МУЖЕСТВО

РОДИНА ЧЕСТЬ МУЖЕСТВО

Уважаемые коллеги по прочному корпусу, выдержки из этой главы книги
капитана I ранга Петра Ивановича Удовенко

“ФЛОТ В МОЕЙ ЖИЗНИ”

посвящаются вам, вашей молодости и памяти о суровом, но прекрасном крае.

Западная Лица - узкий залив-фьорд Баренцева моря на Мурманском берегу Кольского полуострова. Один из самых крупных заливов северного побережья Мурманской области вместе с Кольским заливом, Ура-Губой и губой Печенга.

РОДИНА ЧЕСТЬ МУЖЕСТВО

Западная Лица органично включает 4 части: Малая Лопаткина губа, Андреева губа, Большая Лопаткина губа и Нерпичья губа. Протяженность залива Западная Лица - около 17 километров, ширина - до 1,8 километра. Берега неровные и скалистые, высота сопок по берегам залива — 120—270 метров. Глубина — 98 метров в северной части и 84 в южной части в районе губы Нерпичьей. Малая Лопаткина губа была открыта первой и являлась портом приписки первых АПЛ.

РОДИНА ЧЕСТЬ МУЖЕСТВО
РОДИНА ЧЕСТЬ МУЖЕСТВО
РОДИНА ЧЕСТЬ МУЖЕСТВО
РОДИНА ЧЕСТЬ МУЖЕСТВО

Располагалась Западная Лица на расстоянии около 50 км от границы с Норвегией. С юга в губу впадает одноименная река, с востока недалеко от острова Блюдце — река Малая Лица и еще множество более мелких речек и ручьев с окрестных сопок.

РОДИНА ЧЕСТЬ МУЖЕСТВО

Поселок в котором проживали семьи подводников назывался Североморск-7 или Заозерск.

РОДИНА ЧЕСТЬ МУЖЕСТВО

К поселку проложена дорога с твердым покрытием.

РОДИНА ЧЕСТЬ МУЖЕСТВО

Ранним утром 20 октября 1973 года я убыл в Мурманск. Там сел на автобус и отправился к месту назначения. Проехав несколько десятков километров по дороге Мурманск - Печенга, водитель приостановил автобус и объявил: “Склоните головы, мы проезжаем Долину Славы. Здесь, в июле 1941 года, Советские войска остановили наступление немцев на Мурманск и удерживали эту территорию до Победы”. Долина Славы расположена на правом берегу реки Западная Лица.

РОДИНА ЧЕСТЬ МУЖЕСТВО

После автобус доставил нас на контрольно-пропускной пункт. Он располагался сразу за мостом через реку Западная Лица. Там все вышли из автобуса, нас проверили, а затем автобус довез всех в центр городка Североморск - 7.

РОДИНА ЧЕСТЬ МУЖЕСТВО

Мне еще предстояло пешком пройти 4,5 км, чтобы попасть в Североморск-8, где располагался штаб дивизии.
Структурно дивизия входила в состав 1-й флотилии атомных подводных лодок Северного флота. В дивизии не было деления на первый или второй экипаж. В равных условиях все экипажи сдавали курсовые задачи, входили в боевое ядро (первую линию) Северного флота, по плану штаба дивизии принимали лодки, прибывшие с боевой службы, готовили их и выходили в море для выполнения различных задач.
Рассказывая о соединении, в котором мне довелось служить семь лет, я буду ссылаться на рассказы прославленных подводников из этой дивизии.

РОДИНА ЧЕСТЬ МУЖЕСТВО

В июле 1961 г. на Северном флоте была создана 1-я флотилия атомных подводных лодок. Флотилию возглавил контр-адмирал А.И. Петелин, Герой Советского Союза.

РОДИНА ЧЕСТЬ МУЖЕСТВО

Местом базирования флотилии стала губа Западная Лица. В состав флотилии входила и 3-я дивизия (многоцелевых АПЛ) командир дивизии капитан 1 ранга В.П. Маслов.

РОДИНА ЧЕСТЬ МУЖЕСТВО

На долю 3-й дивизии выпали трудные испытания новой техники, освоения Мирового океана на всех широтах от Арктики до Антарктики.
Подводники дивизии первыми прошли подо льдами Арктики с Севера на Восток (АПЛ К-115, командир И.Р. Дубяга).

РОДИНА ЧЕСТЬ МУЖЕСТВО

Первыми покорили Северный полюс (АПЛ К-3 и К-181, командиры Л.М. Жильцов и Ю.А. Сысоев).

РОДИНА ЧЕСТЬ МУЖЕСТВО

Первыми совершили кругосветное плавание с Севера через пролив Дрейка на Камчатку (АПЛ К-133, командир Л.Н. Столяров).

РОДИНА ЧЕСТЬ МУЖЕСТВО

Воды Индийского и Тихого океанов покорили подводные лодки второго поколения (АПЛ К-314, К-469, командиры В.П. Гонтарев и А.Ф. Урезченко). В сентябре - октябре 1971 г. К-38 и К-323 совершили автономный подледный поход в Арктику, а в августе-сентябре 1974 года АПЛ К-454 (командир В.Я. Барановский) открыла трансарктический маршрут для одновальных АПЛ. Это лишь незначительная часть дальних походов атомных подводных лодок, связанных с географическими свершениями.
Основной же работой подводников 3-й дивизи являлись сотни боевых дежурств на базе и боевых служб практически во всех океанах Земного шара. Эти службы складывались в годы подводного бытия, тысячи тысяч пройденных миль, напряженное слежение за кораблями вероятного противника, вбирали в себя тысячи человеческих судеб. Кто-то стал Героем Советского Союза, Социалистического Труда, стал адмиралом. Из своих рядов только 3-я дивизия выдвинула 5 командующих флотами: В.П. Маслова, В.Н. Чернавина, А.П. Михайловского, В.П. Иванова, О.А. Ерофеева.

РОДИНА ЧЕСТЬ МУЖЕСТВО

За годы деятельности 3-й дивизии её посещали многие выдающиеся ученые, общественные деятели, руководители страны и вооруженных сил. Назовем некоторых из них: Леонид Ильич Брежнев, Алексей Николаевич Косыгин, Дмитрий Федорович Устинов, Андрей Антонович Гречко. С огромной теплотой подводники вспоминали дни пребывания в соединении первого космонавта Юрия Гагарина и академика трижды Героя Советского Союза Анатолия Петровича Александрова, других видных деятелей государства.

РОДИНА ЧЕСТЬ МУЖЕСТВО
РОДИНА ЧЕСТЬ МУЖЕСТВО
РОДИНА ЧЕСТЬ МУЖЕСТВО
РОДИНА ЧЕСТЬ МУЖЕСТВО
РОДИНА ЧЕСТЬ МУЖЕСТВО

Первоначально в состав 3-й дивизии входили АПЛ проекта 627 и 627А, несколько вторых экипажей, плавбаза, торпедолов.

РОДИНА ЧЕСТЬ МУЖЕСТВО

С 1964 г. атомные подводные лодки дивизии освоили основной вид боевой деятельности – выполнение задач боевой службы. С каждым годом интенсивность боевых служб возрастала, что способствовало повышению боеспособности дивизии. К концу 1967 года АПЛ первого поколения в Норвежском море, в Северной Атлантике, в Средиземном море неоднократно обнаруживали, классифицировали и осуществляли слежение за иностранными АПЛ и авианосно-ударными группировками вероятного противника. АПЛ первого поколения к тому времени освоили практически все районы Мирового океана. Более 10 офицеров-подводников были удостоены звания Героя Советского Союза.
Необходимо отметить, что в эти годы на АПЛ первого поколения был вскрыт ряд существенных недостатков. В первую очередь - недостаточная надежность парогенераторов паропроизводящих установок, что привело к ряду серьезных аварий с радиационным облучением личного состава на АПЛ К-8, К-19, К-133, К-3 и ряде других.
Не на должной высоте оказались конструктивные средства обеспечения живучести. В первую очередь это касалось вопросов взрывопожаробезопасности. Пожар на АПЛ К-3 при несении боевой службы в сентябре 1967 г. с потерей 39 подводников стал серьезным сигналом о необходимости совершенствования средств обеспечения живучести на атомных подводных лодках, уменьшения их шумности. Братская могила моряков в Западной Лице напоминает подводникам всех поколений о трагических моментах, связанных с освоением подводных лодок 3-й ДиПЛ первого поколения.

РОДИНА ЧЕСТЬ МУЖЕСТВО

В декабре 1967 г. в 3-ю дивизию прибыла головная АПЛ второго поколения пр. 671 К-38, командир Евгений Дмитриевич Чернов, позже Герой Советского Союза, вице-адмирал.

РОДИНА ЧЕСТЬ МУЖЕСТВО

В конце 1967- начале 1968 г. дивизию под свое командование принял капитан 1 ранга А.П. Михайловский, Герой Советского Союза.

РОДИНА ЧЕСТЬ МУЖЕСТВО

Мое прибытие в 3-ю дивизию АПЛ выпало именно на второй этап ее формирования и освоения поступающих новых лодок. Командовал дивизией капитан 1 ранга Чернов. Е.Д.
К этому времени в дивизии освоили лодки 671 проекта, 671 РТ, 671 РТМ и АПЛ проекта 705. Слава о соединении АПЛ распространялась по всему флоту.
На пятый день пребывания в соединении мне было предложено мне выйти в море. Я с интересом и вниманием наблюдал за действиями моряков 173 экипажа, реакцией командира капитана II ранга Соколова Валентина Евгеньевича на доклады, которые сыпались с разных отсеков и постов. При погружении АПЛ, первом погружении в моей жизни, внутри все сжалось от напряжения. В этом походе я впервые выпил 50 г сухого вина. В море вино выдавали к обеду всем подводникам – от самого молодого до командира АПЛ. Вместе с другими подводниками получил дневную норму шоколада и таранку. В экипаже были хорошие повара, пищу готовили вкусную. За десять дней пребывания в полигоне АПЛ успешно провела торпедную стрельбу и выполнила несколько боевых упражнений.
Для меня время бежало стремительно, но тяготило отсутствие семьи и уже Новый, 1974 год мы встречали семьей в отдельной квартире и радовались жизни.
Казалось, все складывается удачно в моей службе, но… Утром третьего февраля 1974 года мне было вручено командировочное предписание, в котором говорилось, что я направляюсь на пятимесячную учебу в город Минск на 11 Центральные курсы усовершенствования политсостава по специальности пропагандиста.
Срок прибытия 5 февраля. Не поверив своим глазам, у меня вырвалось: «Я не могу сейчас ехать». У меня двое маленьких детей, один грудной. Жена еще не получила прописку, ее паспорт находится в Коле, я не могу их вывезти из городка!
Походы по начальству ничего не дали.
Ночь и следующий день прошел в слезах и сборах. 5-го февраля я прибыл в город Минск.
Семья прилетела в первой половине марта. Учебу и проживание в столице Белоруссии мы с Катей вспоминаем с теплотой. Этот прекрасный город и его доброжелательные люди понравились нам. После занятий мы часто гуляли всем семейством по его улицам и паркам.

РОДИНА ЧЕСТЬ МУЖЕСТВО

Руководство 11-х ЦКУПС создало пропагандистскую группу из преподавателей и слушателей Меня включили в ее состав. Несколько дней шла подготовка, а затем мы выступали с лекциями перед коллективами заводов и фабрик, молодежью Минска, областных центров республики. Огромное впечатление на меня произвело посещение пограничных застав и особенно Брестской крепости.

РОДИНА ЧЕСТЬ МУЖЕСТВО

Под конец учебы все сдали экзамены, зачеты и получили удостоверения. Меня даже хотели оставить преподавателем кафедры научного коммунизма, но молодость не позволила этому осуществиться.
По возвращению в дивизию мне было присвоено воинское звание старший лейтенант, хотя и воспоминание об этом напряженные… Прибавку звездочек на моих погонах мы обмыли в кругу офицеров штаба.
В начале 1975 года было принято решение о создании в дивизиях АПЛ политических отделов и я стал пропагандистом политотдела.
Решая поставленные задачи соединения, офицеры штаба и политотдела дивизии неоднократно выходили в море с различными экипажами АПЛ. Частые выходы в море давали свои результаты. Меня стали узнавать многие офицеры и мичманы соединения. По представлению политотдела дивизии мне вручили знак “Пропагандист книги”, а политическое управление КСФ выдало листовку «Тропами пропагандистского мастерства».

РОДИНА ЧЕСТЬ МУЖЕСТВО

Год 1975 был важным для меня еще одним - с трудом, но мне разрешили поступать на заочное отделение Военно-политической академии. Условие было поставлено жесткое – на сессии меня будут отпускать в период отпуска. Пришлось согласиться и начать подготовку. Теперь правила поступления изменились. Офицеры, которые окончили училища с отличием, имели право сдавать один профилирующий экзамен. Поступая на военно-педагогический факультет надо было получить отличную оценку по военной психологии и военной педагогике. С задачей я справился и стал слушателем военно-педагогического факультета. Поступивших на учебу офицеров оставили на установочную сессию. Мне настойчиво предлагали перейти на военно-морской факультет, но зная свое состояние здоровья, пришлось отказаться.
Рассказывая о повседневных событиях береговой службы, я несколько отошел от выполнения главных задач 3-й дивизии. Ими были - боевая служба (БС) и боевое патрулирование. Это — высшая форма боевой готовности многоцелевых и ракетных подводных лодок для действий против развернутых в море подлодок, надводных кораблей и береговых объектов вероятного противника.
Мне довелось выходить на боевую службу и выполнять боевые задачи с экипажами многих подлодок. Первая боевая служба состоялась на К-370.
Годы 1975 и 1976 можно назвать годами кадрового омоложения 3-й дивизии АПЛ. В этот период, группа молодых офицеров, пройдя обучение на курсах в Ленинграде, была назначена старшими помощниками командиров, а затем командирами АПЛ. Вскоре они станут командирами АПЛ и своими походами в Арктику, Атлантику, Персидский залив приумножат славу 3-й дивизии. В 1975 г. лодки дивизии приняли участие в учениях “Океан-75”.
Конец 1975 г. и январь 1976 г. штаб и политотдел 3-й дивизии огромное внимание уделили подготовке к переходу АПЛ К-469, командир капитан II ранга В.С. Урезченко на ТОФ. Флагманские специалисты и офицеры политотдела постоянно выходили в море с экипажем и всегда были замечания. Перед самым походом командование приняло решение отправить на К-469 вторым командиром капитана II ранга В.Е. Соколова. Тот в свою очередь взял с собой несколько наиболее подготовленных офицеров и мичманов из 173 экипажа, которым командовал. Поход высоко оценило руководство страны. Многие участники перехода были награждены орденами и медалями. За успешное выполнение заданий командования и проявленные при этом мужество и отвагу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 мая 1976 года капитану 1-го ранга Соколову Валентину Евгеньевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали “Золотая Звезда”. Командир подлодки К-469 В.С. Урезченко был награжден орденом “Ленина”. Вскоре Валентин Евгеньевич был назначен заместителем командира дивизии, мне довелось неоднократно выходить в море с экипажами, где он был старшим на борту. У нас сложились хорошие отношения и четкое взаимопонимание.

РОДИНА ЧЕСТЬ МУЖЕСТВО

Зимой 1976 г. АПЛ К-323 начали готовить к походу в Анголу. Начальник политотдела принял решение – мне предстоит идти в поход. Вместе с прославленным экипажем АПЛ К-323 “50 лет СССР” мне довелось несколько раз выходить в море, участвовать в подготовке и сдаче курсовых задач. К сожалению, поход в Анголу отменили.
В 1976 году мне довелось участвовать в подготовке и выходить на боевую службу вместе с 426 экипажем. Поход проходил в широтах Северного ледовитого океана. Экипаж был хорошо подготовленным.
Меня признали своим радиотелеграфисты, акустики и штурмана. Командир АПЛ разрешил мне нести штурманскую вахту, осуществлять прокладку курса пути лодки.
Воинское звание капитан-лейтенант. Это звание мне присвоили 22 сентября 1976 года по - подводному. Обмывали мы его в кругу офицеров штаба и политотдела соединения.
17 декабря 1976 г. в моем личном деле появилась запись: “Заместитель по политической части командира 426 экипажа крейсерской атомной подводной лодки 3 дивизии 1-й флотилии АПЛ КСФ”.

РОДИНА ЧЕСТЬ МУЖЕСТВО

Представление меня 426 экипажу прошло обыденно. Экипаж построили на 4-м этаже штабного здания (это его место размещения в базе). НачПО произнес несколько теплых слов, пожелал успехов экипажу и ушел. Командир капитан 2 ранга Монастыршин В.М. сказав просто: “Право быть замполитом нашего экипажа Петр Иванович заслужил в море, выполняя с нами важную задачу. Прошу любить и жаловать”.

РОДИНА ЧЕСТЬ МУЖЕСТВО

На АПЛ заместитель по политической части командира выполняя свои функциональные обязанности определенные корабельным уставом и уставами вооруженных сил имел дополнительные нагрузки. Об одной из них, оказание помощи врачу при проведении операций, я уже рассказывал. Вторая, он назначался вторым шифровальщиком экипажа. В третьих, ЗКПЧ АПЛ наравне с командиром лодки нес ответственность за шифр ключи от специальных боеприпасов (СБП).
Такое разделение в обслуживании ЯБП вводилось в действие, чтобы не было несанкционированных пусков ракет и торпед с этим оружием. Наделяя ЗКПЧ высокой ответственностью, с него и спрос был повышенным. Сдача зачета по ЯБП была одной из самых сложных. Подвести экипаж я не имел права, домой не ходил пока не получал хорошую оценку. 426-й экипаж с первой попытки сдал задачу Л-1 на хорошо и начал подготовку к сдаче Л-2. Мы приняли АПЛ К-462, все закрутилось с повышенной активностью.

РОДИНА ЧЕСТЬ МУЖЕСТВО

В море с нами вышли почти все офицеры штаба во главе с начальником штаба. Поблажек не было, все отрабатывалось пункт за пунктом. Экипаж получил отличную оценку за торпедную стрельбу и хорошую за всю задачу.
После сдачи 426-м экипажем курсовых задач командование дивизии поставило перед нами задание - готовиться к длительной боевой службе. Каждый выход подтверждал высокую выучку экипажа и уверенные действия командира.
Перед длительной боевой службой АПЛ должна пройти доковый осмотр. Для этого нас отправили в город Полярный на судоремонтный завод в сухой док. Пройдя доковый осмотр мы возвратились в Западную Лицу.
За сутки до выхода в море на АПЛ прибыли представители штаба и ПУ КСФ во главе с начальником штаба флота. Эта предпоходовая проверка стоила членам экипажу многих усилий и нервов. Флагманские специалисты каждый по своему профилю тщательно проверяли знание инструкций подводниками и готовность техники. Два инспектора ПУ флота буквально каждого подводника опрашивали о событиях в стране, знаниях постановлений партии, о настроениях. Один из инспекторов скрупулезно опрашивал меня и проверял планирование партийно-политической работы на поход, как прошли партийное и комсомольское собрания, какие вопросы подымали моряки, провели ли собрание женсовета экипажа, настроения жен подводников, знают ли они телефоны председателя женсовета и моей жены. Вопросы сыпались разные, на каждый из них надо было дать утвердительный ответ и подтвердить проведенными мероприятиями. Проверяющий меня инспектор КСФ сам бывший ЗКПЧ АПЛ нашей дивизии не только спрашивал, но давал дельные советы.
АПЛ снялась со швартовых и ушла в море. Среди провожающих не было ни жен, ни родственников подводников. Уходящие на боевую службу АПЛ всегда провожали командование флотилии, дивизии и представители штаба флота.
В заданной точке своих территориальных вод АПЛ погрузилась в подводное положение. С этого времени лодка не имела права всплывать до конца выполнения задания. Командир вскрыл пакет с заданием на БС. Там говорилось – АПЛ К-462 с 426-м экипажем предстоит выполнение боевой задачи в Средиземном море продолжительностью 75 суток. Старшим похода был капитан 2 ранга Никитин В.В.

РОДИНА ЧЕСТЬ МУЖЕСТВО

Специфика автономного похода или как говорят на флоте автономки такова, что большинство членов экипажа никогда не знали, где точно лодка выполняет боевую задачу. Командир или старший на борту говорили полуправду – идем на юг Атлантики или идем к экватору. Штурман вывешивал морскую карту и каждый день прокладывал пройденный АПЛ путь, но он был далек от истинного.
Поход проходил накануне Октябрьской революции. Партийное бюро экипажа приняло решение каждый день похода посвятить этой дате. Более того, я предложил, чтобы каждый день жизни на лодке был отражен на одном листе специального альбома посвященному походу. Это накладывало на нас дополнительную нагрузку, но подводники поддержали меня.
Каждая подводная лодка, уходящая на боевую службу (автономку) в Атлантический океан должна незаметно для вероятного противника прорвать два противолодочных рубежа. Первый из них располагался на линии Нордкап - остров Медвежий, за который несли ответственность Норвегия и США. Рубеж был напичкан разного рода гидроакустическими средствами для прослушивания и обнаружения подводных лодок. Здесь постоянно дежурили надводные корабли и подводные лодки противника. Зона рубежа просматривалась с космоса и авиацией сил НАТО. Поэтому противолодочный рубеж проходили на малой скорости, с частично выключенными механизмами, чтобы уменьшить шумность. В этот период запрещалось передвижение личного состава из отсека в отсек.
Второй противолодочный рубеж - Фареро-Исландский. В литературе можно встретить и такое название - Фареро-Шетландский и Шетландско-Исландский рубежи. За него несли ответственность Великобритания и США. Он еще более насыщен средствами наблюдения и оповещения. Фарерские острова и северная оконечность Шотландии — это опорные точки рубежа, там имеются системы подводного наблюдения, организовано патрулирование противолодочных надводных кораблей, многоцелевых подводных лодок, противолодочных самолетов и наблюдение с космоса. Прорвав этот рубеж АПЛ оказывалась в водах Атлантического океана и могла двигаться в Северную или Южную часть Атлантики. Это знали все подводники.
Благодаря высокой подготовке командира и 426-го экипажа АПЛ К-462 незамеченной прорвала оба противолодочных рубежа НАТО и устремилась на Юг.
Было приятно наблюдать стремление всех моряков выполнить поставленную задачу качественно. Это просматривалось по действиям молодых моряков, первый раз идущих в автономку и офицеров, на счету которых уже было более десятка похожих походов. Отлаженный ритм движения лодки иногда нарушали странные звуки, слышимые в прочном корпусе с некоторым лязгом. Звук оставался слышим несколько секунд. Иногда его удавалось записать на магнитофон. В момент прослушивания сигнала штурман наносил точку на карту, вахтенный офицер записывал широту и долготу в вахтенный журнал. Моряки называли слышимые сигналы - сигналами квакера.
В действиях экипажа чувствовалась слаженность, что давало возможность начать подготовку ко дню Нептуна. Общими усилиями мы подготовили сценарий подводного праздника.
В назначенное время Нептун со свитой появился в центральном посту и в стихотворной форме потребовал от командира выкуп за проход Гибралтаром (выкупом служил стих, танец, анекдот или маленький юмористический рассказ).

РОДИНА ЧЕСТЬ МУЖЕСТВО

В это время члены свиты Нептуна в игривой форме требовали выкуп от остальных подводников, находящихся в ЦП. Кто рассказывал стих, кто анекдот, а кто замешкался – того черти поливали морской водичкой из чайника. После свита Нептуна пошла по отсекам. В каждом отсеке Нептуна встречали веселыми шутками и прибаутками.

РОДИНА ЧЕСТЬ МУЖЕСТВО
РОДИНА ЧЕСТЬ МУЖЕСТВО

Ежедневно Гибралтарский пролив проходят множество надводных кораблей и судов различных стран. В проливе на разной глубине течения направлены в противоположные стороны, имеются возвышенности и впадины, что усложняет его проход в подводном положении. АПЛ К-462 с 426-м экипажем успешно форсировала пролив под прикрытием советского сухогруза и вошла в Средиземное море – зону выполнения своей главной задачи. Какой именно задачи - отвечу словами специалистов изучающих арабо-израильские войны и конфликты.
В период кризисных ситуаций на Ближнем Востоке там почти постоянно в прибрежных акваториях находились корабли Военно-Морского Флота СССР, но непосредственного участия в войнах и конфликтах они не принимали.
С первого дня нахождения в Средиземном море экипаж получил задание штаба ВМФ включиться в учения ВМС НАТО под кодовым названием “Проявление решимости 77” с участием США, Великобритании, Греции, Франции, Италии и Турции. Уже на второй день нам удалось несколько раз обнаружить и скрытно следить за АПЛ вероятного противника. Это был успех. К ним можно отнести и то, что К-462 ни разу не была обнаружена противником, ей не пришлось уклоняться от слежения лодок и кораблей НАТО.
День за днем в подводном положении АПЛ бороздила море и только в установленное время всплывала на перископную глубину на сеанс связи. Эта неоднократно отработанная, казалось бы, простая операция требовала усиленной бдительности, решительности и оперативности в действиях экипажа. Причина простая – Средиземное море насыщено множеством кораблей, подводных лодок, торговых и рыболовецких судов большой и малой тоннажности, прогулочных яхт, судов, катеров.
Накопленный опыт выполнения подобных задач лодками 3-й дивизии свидетельствовал – привыкание подводников к однообразию действий и возникновение уверенности, что уже все освоено, может привести к негативным ситуациям и страшным последствиям.
Именно поэтому мы стремились ежедневно проводить различные мероприятия, которые бы снимали напряженность и усталость моряков.
Этому способствовали спортивные соревнования между подводниками отсеков и боевых вахт.
Полюбились подводникам и радиогазеты, особенно если в них звучали голоса жен и детей офицеров и мичманов экипажа или зачитывались письма родных моряков.

РОДИНА ЧЕСТЬ МУЖЕСТВО

После таких передач даже бывалые моряки вытирали слезы на глазах и просили переписать на магнитофон пожелания семьи. Мы постарались, чтобы дни рождений моряков, которые отмечали их в походе (21 человек), стали праздником для всего экипажа.
В этот день наш кок обязательно пек торт с надписью, у него это получалось очень и очень хорошо. Командир вручал торт имениннику в ЦП. Приветственные слова командира слушал весь экипаж. Имениннику предоставлялось право выбрать кинофильм для просмотра.

РОДИНА ЧЕСТЬ МУЖЕСТВО

С большим энтузиазмом члены экипажа участвовали в конкурсе на лучшую бороду и усы (в походе почти все не брились).
Еще в заводе мы сделали заготовки для маркетри и выдавали желающим испробовать свои силы в этом виде декоративно-прикладного искусства. Изготовление мозаичного изображения или орнамента, с помощью наклеивания на деревянную основу тонких фигурных пластинок из различных по цвету и структуре пород дерева оказалось увлекательным. Ценились в экипаже и другие способности к изготовлению разных фигурок и рисованию.
Моряки охотно писали стихи и рассказы, которые размещались в проходе центрального поста. Их читали и обсуждали подводники экипажа. Победителей фотографировали и заносили в альбом похода.
С большим вниманием подводники слушали трансляцию записи новостей, которые мы записывали в короткие минуты сеансов связи или получали из узла связи. После вахты офицеры частенько засиживались в кают-компании, перелистывая страницы альбома, где были зафиксированные прошедшие дни похода. По пятницам подводились итоги соревнования между боевыми вахтами, с вручением переходного вымпела победителю, выпускались боевые листки и стенгазеты с рассказами о службе моряков.

РОДИНА ЧЕСТЬ МУЖЕСТВО

Эти и другие мероприятия способствовали снятию психологического и физического напряжения, повышению способности моряков качественно выполнять поставленную экипажу задачу.
Систематически на корабле проводились учения отсечных аварийных партий и соревнования на скорость и правильность включения в индивидуальные дыхательные аппараты – ИП-46 и ИДА-59, умение определить по приборам состав воздуха в отсеке, за поддержание помещений лодки в чистоте.
И все-таки море преподнесло нам несколько неожиданностей. Пребывая в Средиземном море на АПЛ вышла из строя холодильная машина. Пока специалисты БЧ-5 трудились над устранением поломки, экипажу пришлось пройти испытания жарой и повышенной влажностью. Страдали все, но особенно доставалось специалистам турбинного отсека.
Сложная аварийная ситуация произошла в Атлантическом океане, при возвращении АПЛ домой. Лодка шла на глубине 220 м, вдруг из седьмого отсека послышался тревожный голос матроса химика: “В отсек поступает забортная вода!”. Командир отправил меня и командира 3 дивизиона в отсек. Увиденное трудно было представить наяву. На нижней палубе крутила струя воды офицера, бьющая из трубы охлаждения насосов перекладки рулей. Струя воды, бьющая под давлением 22 атмосферы, быстро бы запылила отсек, могло произойти воспламенение электросетей. Доложили обстановку в ЦП, с просьбой уменьшить глубину погружения. Это было нарушение требований похода, но командир поддержал нас. Лодка всплыла до глубины 50 метров и только тогда, приподняв ломами трубу, аварийщики завели бугель, вставили новую заглушку и затянули бугель. Поступление забортной воды прекратилось, начали убирать воду и просушивать переборки отсека. Убедившись в надежности бугеля, АПЛ погрузилась на глубину 220 м. Отменили аварийную тревогу, сделали по отсекам разбор происшествия и внимательно осмотрели все в отсеках.
На обратном пути в экипаже прошли сдача личным составом экзаменов на классность, овладение специальностью на ступень выше занимаемой должности, итоговые занятия по специальности, итоговые политические занятия и общее подведение итогов социалистического соревнования. Радовало увеличение количества мастеров военного дела и классных специалистов, отличников боевой и политической подготовки. Девять офицеров сдали зачеты на обслуживание оружия и боевой техники выше занимаемой должности. Я сдал зачеты на несение вахты вахтенным офицером. Старпом много труда приложил, чтобы придя в базу сдать зачеты на самоуправление АПЛ. За пару недель до возвращения все бородачи сфотографировались, побрились, привели себя в порядок.

РОДИНА ЧЕСТЬ МУЖЕСТВО

Доктор перестал выдавать препараты для адаптации. Подводники начали соревноваться за право первым подняться в рубку АПЛ после ее всплытия и закурить.
На пирсе нас встречало командование флотилии и дивизии. Уверенно пришвартовав лодку, командир первым сошел с трапа и доложил командующему флотилии и командиру дивизии об успешном выполнении поставленной задачи. За командиром сошел я и доложил члену Военного совета - начальнику политотдела флотилии и начальнику политотдела дивизии. За мной сошли командир Бч-5 и особист лодки, за ними другие командиры подразделений, каждый из них докладывал своему руководству. Только после убытия командующего и офицеров штаба флотилии мы доложили командованию дивизии о происшествии на АПЛ в Атлантике.
Командование убыло, а экипаж приступил к выводу ГЭУ и подготовке к передаче АПЛ другому экипажу. Так делалось всегда, по прибытию АПЛ из автономки. Через некоторое время две боевые смены убыли домой к своим семьям. В подарок большинство офицеров и мичманов несли маленькие шоколадки, которые выдавались по норме пайка ежедневно. Многие их не ели, а приберегали для детей.
Наверное, только семьи подводников могут представить себе встречу семьи после разлуки. Казалось, что там три месяца, но мои дети хорошо подросли. Радостный и взволнованный Петя носился по комнатам, с разбега бросался мне в объятия и целовал. Первоклассник Ваня стал еще более серьезным и внимательным к маме. Катруся светилась от радости, в каждом ее движении ощущалась теплота и нежность…

РОДИНА ЧЕСТЬ МУЖЕСТВО

На разборе похода в штабе флотилии действия экипажа и командира высоко оценило командование флотилии. По итогам года 426-й экипаж занял второе место в дивизии. Мы написали представления на награждение 12 офицеров и мичманов за отличную службу и успешное выполнение заданий боевой службы. После этого офицеры и мичманы экипажа поехали в санатории и отпуска, моряки срочной службы в дом отдыха и затем в отпуск на 10 суток.
Начало 1978 г. запомнилось рядом событий. Во-первых, корабельный расчет нашего экипажа принял участие в первенстве флота и занял первое место.
Во-вторых, на АПЛ К-481экипаж вышел в море с командиром дивизии и офицерами штаба в полигон боевых действий.
В-третьих, мы с Катей приобрели автомобиль Москвич - 2140, цвета кипарис. Отпуск, наше появление в селе Сошников, да еще на своей машине, доставило огромную радость родным.
После возвращения из отпуска наша семья получила квартиру в 37 доме. Она была гораздо больше предыдущей.
В этом году произошли изменения в руководстве 1-й флотилии АПЛ КСФ. Командующим был назначен контр-адмирал Голосов Рудольф Александрович.

РОДИНА ЧЕСТЬ МУЖЕСТВО

Его первые шаги в этой должности принесли огромное облегчение жителям нашего городка. Первое, - было подписано соглашение с мурманским автотранспортным управлением о перевозках пассажиров городка. Отныне автобусы курсировали из городка в часть по строгому графику. Второе, - был усилен военный совхоз, который обеспечил молоком не только детей городка, но и подводников.
В октябре 1978 года под руководством Голосова был успешно реализован первый в стране и в истории подводных сил переход под арктическими льдами АПЛ в тактической группе (К-212 и К-325 проект 670). Р.А. Голосов находился на К-325. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 ноября 1978 года за успешное выполнение ответственного задания и проявленные при этом отвагу и мужество контр-адмиралу Голосову Рудольфу Александровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали “Золотая Звезда”. В экипаже прошли тоже изменения, убыл на учебу командир экипажа. Его заменил капитан 2 ранга Мазовка Е.К.

РОДИНА ЧЕСТЬ МУЖЕСТВО

Сменились командиры БЧ-5 и 3 дивизиона. Экипаж успешно сдал курсовые задачи и начал подготовку к боевой службе.
Наступил Новый, 1979 год. Подходила к окончанию и моя учеба в Академии и 26 июня 1979 года мне вручили диплом об окончании ВПА по специальности: военно-педагогическая общественных наук; с присвоением квалификации: офицер с высшим военным образованием – политработник.
Мне предложили должность преподавателя в Тихоокеанском или Бакинском высших военно-морских училищах. От предложения я отказался и попросился в Киевское ВВМПУ. Мне ответили, что там места нет, надо ждать. С этим пришлось убыть в Западную Лицу на прежнюю должность.
Год выдался насыщенным и напряженным.

РОДИНА ЧЕСТЬ МУЖЕСТВО

Командование предложило мне должность зам. НачПО дивизии. Я дал согласие. Вскоре на мою должность прибыл выпускник ВПА, а меня вывели за штат. В дальнейшем мое место было в партийной комиссии политотдела 3-й дивизии АПЛ, которую я возглавлял с 1975 года. Должность эта внештатная, но работы там тоже было достаточно.
Шел второй месяц моего пребывания за штатом. Дело о моем назначении зависло. Многие офицеры относились ко мне с сочувствием. Им было не понять, как так – 426-й экипаж в течение четырех лет занимал ведущие позиции в соединении, а его заместитель оказался вне экипажных дел.
В это время по семейным обстоятельствам ЗКПЧ 166-го экипажа не мог выйти в море и отправили меня. При выполнении экипажем задачи Л-2 у меня начался приступ почечной колики. Врач не смог ее купировать, меня положили на носилки и передали на торпедолов, а тот доставил в базу. Так я очутился в госпитале. Там меня начали крутить по полной программе, выгнали пару камешков, но сильная боль оставалась.
В госпитале мне сообщили о назначении преподавателем кафедры истории Киевского ВВМПУ.
Пока меня выписывали из госпиталя, офицеры моего экипажа помогали Кате собирать вещи.
Ровно через 7 лет службы в 3-й дивизии 1-й Краснознаменной флотилии атомных подводных лодок КСФ, 18 октября 1980 года меня исключили из списков части.

По поводу приобретения электронного варианта можно будет обратиться по адресу: Украина, 08363, Киевская область, Бориспольский район, село Сошников, улица А. Личенка, 39. Удовенко Пётр Иванович.
тел.: +38-067-772-90-40
Email: Udovenko.petr2017@gmail.com

Автор будет признателен за любую финансовую поддержку.

РОДИНА ЧЕСТЬ МУЖЕСТВО
РОДИНА ЧЕСТЬ МУЖЕСТВО




Категория: Периодика, Сувенирная продукция ↓ Опубликовал psi01morpex, 23-01-2018, 19:56 | Комментировать (0) | Печать

Добавление комментария

Фордевинд, fordevind, fordevind.com.ua, статьи, страна, родина, отчизна, сайт целеустремленных людей, фордевинд сумы, Вовк Андрей Васильевич, Вовк Андрей, Морпех
загрузка...