АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ
«… видишь, на рейде стоит корабль? Ты назначаешься заместителем по политической части командира БЧ-4 крейсера «Александр Невский». Держи предписание и дуй на корабль!».
Не без мата было, конечно же, но
«Добро пожаловать на КСФ»!
«Добро пожаловать на КСФ»!
Уважаемые читатели, продолжаем очередное знакомство с будущей книгой
капитана I ранга Петра Ивановича Удовенко
капитана I ранга Петра Ивановича Удовенко
“ФЛОТ В МОЕЙ ЖИЗНИ”
“Александр Невский” — советский легкий артиллерийский крейсер проекта 68-бис.
В конце 40-х и начале 50-х годов ХХ века в Советском Союзе таких кораблей построили 14 единиц с различной модификацией. На то время крейсера проекта 68-бис в той или иной степени превосходили почти все западные легкие крейсера военной постройки и были вполне сравнимы с тяжелыми крейсерами. Однако они существенно уступали американским крейсерам последнего поколения, оснащенным универсальными орудиями главного калибра с автоматизированной перезарядкой.
“Александр Невский” строился в Ленинграде. Строительство началось 30 мая 1950 года.
Корабль спущен на воду 7 июня 1951 года, введен в эксплуатацию в январе 1953.
15 февраля того же года на крейсере поднят флаг ВМФ. Этот день считался Днем корабля.
В виду того, что крейсер был кораблем управления флота то, при выходах корабля в море под флагом командующего или руководителей флота, БЧ-4 пополнялась связистами с других кораблей.
За годы пребывания в составе ВМФ крейсер “Александр Невский” имел много выходов в море и проведенных успешных операций. Большинство из них были занесены в книгу “История корабля”, а на морской карте, что размещалась в салоне кают-компании офицеров, обозначался боевой путь крейсера.
В феврале 1953 г., после успешных ходовых испытаний, под флагом контр-адмирала Медведева осуществлен переход из Балтийска в Североморск. Крейсер вошел в состав Северного флота.
11-13 мая 1954 г. “Александр Невский” под флагом министра обороны СССР маршала Н. А. Булганина совместно с КРЛ “Железняков” в сопровождении 11 эсминцев осуществили поход до Иоканьги и обратно.
В июле 1954 г и августе 1955 года КРЛ “Александр Невский”, КРЛ “Железняков”, КРЛ “Чапаев” и 7 (12) эсминцев совершили поход к северной части Новой Земли.
26 марта 1958 г. моряки КРЛ “Александр Невский” спасли в штормовом море 9 человек с потерпевшего аварию противолодочного гидросамолета Бе-6.
В 1958 г. крейсер “Александр Невский” пришел на помощь и спас моряков сейнера, который при десятибалльном шторме потерпел аварию.
10-15 апреля 1958 г. крейсер “Александр Невский” получил положительную оценку за участие в общефлотских учениях при выполнении стрельб.
В июле 1961 г. крейсер, в составе группы кораблей и судов Северного флота, совершил экстренный выход в Северную Атлантику для оказания помощи аварийной атомной ракетной подводной лодки К-19.
В 1967 г., во время буксировки аварийного ракетного крейсера “Адмирал Головко” в штормовом море, корпус “Александра Невского” дал серьезные трещины, и сгорела турбина.
С марта по август 1968 г. крейсер нес боевую службу в Средиземном море. После возвращения в Североморск находился на ремонте.
15 декабря 1970 г. вновь введен в строй. Во время ремонта на корабле было установлено новое радиотехническое оборудование, радиопередатчики, радиоприемники и радиостанции. Они позволяли осуществлять безопасное выполнение боевых задач и поддерживать устойчивую радиосвязь в любом уголке мирового океана.
В 1971 г. корабль стал кораблем управления Краснознаменного Северного Флота.
Через месяц пребывания на корабле я сдал зачеты, и приказом командира корабля меня допустили к несению службы вахтенного офицера на якоре. Офицеры меня приняли в свой коллектив.
Утро 24 февраля 1972 г. встретило нас снегом и ураганным ветром. Шквальный ветер, дувший с моря, прижимал корабли к стенке, бил их об пирс и не давал выйти в море. “Александр Невский” стоял на якоре, его раскачивали набегавшие волны.
Через несколько секунд прозвучал сигнал боевой тревоги, и последовала команда: “Корабль к бою и походу приготовить!”. На корабле все пришло в движение. Нам было приказано поднять пары, подойти к пирсу, взять на борт аварийно-спасательную команду флота, пополнить запасы продовольствия, воды, топлива, и поспешить на спасение ПЛАРБ. “Александр Невский” снялся со швартовых и направился в открытое море.
Уже в Кольском заливе всем, кто был на корабле, стало понятно – этот поход будет испытанием на прочность для железа и мужества для моряков. Несмотря на большие габариты крейсера и мощность его силовых установок, бушующие волны то подымали корабль на свой гребень, то наклоняли бортами к воде.
Океан устроил страшную и опасную колыбель крейсеру. Волны, как щепку, подымали корабль и опускали его в морскую пучину. В кромешной тьме, преодолевая трудности “Александр Невский” самым полным ходом двигался вперед.
Моряки говорят, что корабли бывают везучие и невезучие. Первой ракетной атомной подводной лодке СССР под номером К-19, похоже, на роду было написано стать своего рода рекордной, пережить все мыслимые и немыслимые несчастья.
Еще до спуска подлодки на воду, в 1959 году при окраске трюмов вспыхнул пожар, два человека погибли. После возобновления покрасочных работ задохнулась женщина-маляр.
Предвестником больших проблем послужил символический эпизод, произошедший уже при спуске ПЛАРБ К-19 на воду: бутылка шампанского не разбилась о форштевень лодки. И дальше пошло-поехало.
При спуске со стапелей подлодка сразу же... затонула. Присутствующие на берегу стали хвататься за сердце, лезть в карман за валидолом. Под воду срочно послали водолазов. Те установили, что субмарина приклеилась днищем к спусковым тележкам, ложе которых забыли соответствующим образом смазать. К-19 позже всплыла. Но это было лишь началом ее злоключений.
При первом пуске реактора произошла авария. В спешке забыли подключить приборы, показывающие давление в первом контуре реактора, и дали в трубопровод давление, вдвое превышающее норму. Аварию скрыли, трубы подлатали...
Вышли на ходовые испытания, во время которых лодка едва не воткнулась в грунт на скорости в 20 узлов из-за неверной установки рулей глубины. Субмарину спас матрос Станислав Курицын, вовремя давший задний ход.
В ноябре 1960 года на лодке с интервалом в неделю погибли два матроса. Одному придавило голову крышкой ракетной шахты, другого затянуло при проворачивании главного вала.
Тем не менее, лодку все же включили в состав ВМФ СССР и отправили на учение в Северную Атлантику.
12 апреля 1961 года лодка чудом избежала столкновения с АПЛ USS “Nautilus”, но из-за резкого маневра и снижения глубины при этом она врезалась в дно. Значительных повреждений не было.
4 июля 1961 года, во время несения боевой службы, в первом контуре снова открылась течь.
На К-19 произвели восстановительный ремонт, но флотские острословы уже успели прозвать ее “Хиросимой”.
И все-таки на подлодку прислали новый экипаж. Он и лодка продолжали служить. Продолжилась и цепь злоключений.
В 1969 году именно “Хиросима” столкнулась в Баренцевом море с американской субмариной “Гетоу”.
Но и это еще был не конец злоключений “Хиросимы”. Подлодку отремонтировали, и она снова стала ходить в море.
24 февраля 1972 года на командный пункт Северного флота пришла шифровка: ”В Северной Атлантике терпит бедствие атомная подводная лодка. На борту пожар. Есть человеческие жертвы”. Это опять-таки была К-19 и к ней, для оказания помощи, спешил “Александр Невский”.
Первого марта крейсер вошел в Бискайский залив, а вскоре сигнальщики доложили, что наблюдают несколько судов. Подойдя ближе, мы увидели ПЛАРБ К-19 в надводном положении. Лодка находилась в оцеплении нескольких наших гражданских судов. Чуть дальше стояло спасательное судно США.
По прибытию мы установили связь со всеми судами. “Александр Невский” занял позицию, с которой можно было рассмотреть К-19 и понаблюдать ее поведение на волне. Лодка имела дифферент на корму и крен на правый борт.
На второй день нашего барражирования возле лодки, 3 марта, ближе к вечеру, к месту происшествия прибыл большой противолодочный корабль “Вице-адмирал Дрозд” с вертолетом выдачи целеуказания Ка-25Ц на борту. Началась долгая и мучительная борьба за лодку и ее экипаж.
Она длилась с 24 февраля по 4 апреля 1972 года. В операции было задействовано около 30 кораблей и судов ВМФ, торгового и рыболовецкого флота. Лодку удалось спасти, но авария на К-19 стоила жизни 30 моряков. Это - 28 подводников погибших во время пожара на АПЛ. Один моряк срочной службы был смыт океанской волной с палубы “Александр Невский”, при переходе к месту аварии. Один офицер, капитан II ранга Ткачев, заместитель по политической части командира первого экипажа К-19 получил смертельную травму во время шторма, после перемещения на плавбазу “Магомет Гаджиев”.
С великими трудами "К-19" на буксире вместе с погибшими привели в Полярный, где тела подводников были преданы земле.
На Северном флоте был проведен тщательный анализ аварии на К-19, разбор действий кораблей и судов, участвовавших в спасательной операции.
По итогам операции были награждены и члены экипажа “Александр Невский”. Орден “Красная Звезда” получил командир БЧ-5 капитан II ранга Дубовис. Приказом командующего КСФ были поощрены более 20 моряков, среди них и мне объявили благодарность.
Прошли годы, многое улеглось. Теперь только при встрече с моим однокурсником и сослуживцем капитаном II ранга в отставке Смолдыревым Валерием Васильевичем мы с грустью перемалываем отдельные эпизоды тех опасных дней.
1973 год был для меня и радостным, и грустным, и таким, что сделал крутой поворот в моей службе.
Во-первых, в январе мне предложили поступать в академию Советской Армии (между собой мы называли ее – дипакадемия).
Во-вторых, на праздник 23 февраля на крейсер пригласили жен и детей крейсерских офицеров и мичманов. С ними прибыли мои родные Катя и сынок Ваня. Мне было приятно показать им, где я служу, работаю и пребываю, большое количество времени.
В-третьих, 18 марта 1973 года Катя подарила мне второго сына – Петю. Отпуск мне не дали. Время, пока жена находилась в роддоме, Ваня жил со мной на крейсере. Когда я уходил на вахту, Ваня оставался с моряками Бч-4.
В-четвертых, мой брат Иван попал в автомобильную аварию. Мне пришлось срочно лететь в село Гнедин, чтобы оказать ему помощь.
В-пятых, 9-го мая меня прямо из-за стола увезла скорая помощь в госпиталь, где я “родил” пару камешек, похожих на гречку.
Но в службе важнейшим событием 1973 года было инспектирование КСФ инспекцией Министерства обороны СССР во главе с Маршалом Советского Союза Москаленко Кирилла Семеновича, прославленного военачальника периода Второй мировой войны.
Войска 40-й армии, которой тогда командовал Москаленко, освобождали Бориспольский район и мое родное село Сошников.
По итогам инспектирования “Александр Невский” получил высокую оценку и по ходатайству начальника политотдела дивизии капитана II ранга Лосикова Виталия Тимофеевича мне разрешили поступать в Военно-политическую академию имени В.И. Ленина (осенью 1972 г. было отказано).
Но учёба не состоялась… Моего возвращения на корабль никто не ждал. Более того, в нарушение всех законов на мою должность назначили выпускника Киевского ВВМПУ.
Меня вывели за штат. Начались мучительные месяцы. Я по-прежнему нес вахту, а вот с должностью никак не выходило. Мне предлагали должность редактора корабельной газеты, начальника клуба, но я отказывался. И всё же вскоре был подписан приказ командующего КСФ на должность пропагандиста 3-й дивизии атомных подводных лодок, которая базировалась в Северомоске-7 (Западная Лица).
Прочитав приказ, командир крейсера подписал обходной, по-отцовски обнял меня и пожелал удачной службы на новой должности. Примерно через час в салоне кают-компании собрали офицерский состав. Командир крейсера сам зачитал приказ о моем назначении, выступил заместитель командира по политической части, коллеги - сослуживцы.
Я поблагодарил всех за совместную службу и сказал: “Прощай “Александр Невский””. Отвальной не было, надо было спешить.
По поводу приобретения электронного варианта можно будет обратиться по адресу: Украина, 08363, Киевская область, Бориспольский район, село Сошников, улица А. Личенка, 39. Удовенко Пётр Иванович.
тел.: +38-067-772-90-40
Email: Udovenko.petr2017@gmail.com
Автор будет признателен за любую финансовую поддержку.