Можно бесплатно скачать шаблоны для dle 10.1 у нас на сайте

ВЗРЫВ У ПРИЧАЛА

ВЗРЫВ У ПРИЧАЛА

ВЗРЫВ У ПРИЧАЛА

11 января 2017 года исполняется 55 лет со дня катастрофы на Краснознамённом северном флоте, забравшей 122 морские души.
В январе 1962 года экипаж дизельной подводной лодки Б-37, стоявшей у пирса в Екатерининской гавани базы поселка Полярный, готовился к длительному плаванию. Личный состав проводил плановый осмотр, проверку оружия и технических средств.
11 января, после подъема военно-морского флага, на подводной произошел взрыв, причины которого до сих пор никто не может назвать с полной определенностью.
До трагедии с подлодкой "Курск" эта авария считалась самой масштабной в отечественном подводном флоте.
Подводная лодка оказалась полностью разрушена и почти тут же затонула. Рядом с ней стояла подводная лодка С-350, которая тоже получила повреждение корпуса, первый и второй отсеки оказались затоплены. На ней погибли 11 человек. В момент взрыва на пирсе проводились занятия по строевой подготовке – погибли 52 матроса и мичмана. В целом, на обеих лодках, погибли 122 человека.
В мае 1959 года Б-37 была построена и переведена по Беломорско - Балтийскому каналу из Ленинграда на достроечную базу в Северодвинск для сдаточных испытаний. 3 января 1960 года она вошла в состав 33-й дивизии подводных лодок Северного флота с базированием на базу подводных сил в Полярном, на Кольском полуострове. Единственное крупное мероприятие, в котором успела принять участие Б-37 - это учения "Метеор" в Атлантическом океане.

ВЗРЫВ У ПРИЧАЛА

Волею судеб выжили только командир, находившийся в момент взрыва на пирсе и командир дивизиона движения электромеханической боевой части, отлучившийся в штаб по делам службы. В отношении командира «Б-37» капитана 2 ранга Бегебы Анатолия Степановича было предписано: «Отдать под суд военного трибунала в назидание остальным для решительного укрепления дисциплины и порядка на кораблях и в частях флота».

ВЗРЫВ У ПРИЧАЛА

Мужество командира, отказавшегося от адвоката и взявшегося самостоятельно защищать свою невиновность, честь и достоинство своих погибших товарищей, а также редчайший для того времени пример профессионализма и принципиальности, проявленные председателем военного трибунала Северного флота полковником юстиции Ф.Д. Титовым, помогли торжеству справедливости. Вопреки всем «установкам» командир был оправдан, а оправдательное постановление суда стало незабываемым уроком нравственности и высокой гражданственности для всех нас.
В начале 70-х годов ХХ столетия, тогда уже капитан первого ранга Бегеба, преподавал тактику в Каспийском высшем военно-морском училище и рассказывал курсантам о некоторых обстоятельствах гибели Б-37, точнее, о своей версии. По его словам, незадолго до взрыва боезапаса на лодке, в первом отсеке, имел место какой-то пожар. Но что это за возгорание, сейчас уже никто не знает, как и сам бывший командир.

ВЗРЫВ У ПРИЧАЛА

Комиссию по расследованию взрыва подводной лодки возглавил Главком ВМФ Сергей Горшков. В закрытом докладе специально созданной высокой комиссии содержится детальный разбор причины катастрофы. При погрузке боеприпасов вроде была повреждена одна из торпед. После этого рядом с ней начали проводить сварочные работы при помощи обычной бытовой паяльной лампы, из-за которых торпеда загорелась. От детонации взорвались остальные боевые торпеды. Но это лишь одна из версий. В докладе то и дело прописаны слова: возможно, вероятно, не исключено… И, хоть версия о пожаре от паяльной лампы была озвучена экспертами как основная, но упоминались ещё и другие возможные причины трагедии, их перечислено около двадцати
Матросам с подлодки Б-37, в день взрыва находившимся в городе, поставили ужасную задачу - им предстояло идентифицировать останки для того, чтобы уточнить список погибших. На корме тральщика постелили кусок брезента, на который перенесли части разорванных тел. Этой жуткой картины не смог вынести даже присутствовавший при опознании врач.

ВЗРЫВ У ПРИЧАЛА

Работы по подъему обеих лодок заняли 22 дня. Некоторое время Б-37 стояла у пирса с заглушкой на месте оторванной носовой части. 7 мая 1963 года Б-37 была выведена из состава флота и отправлена на полную утилизацию.

ВЗРЫВ У ПРИЧАЛА

Погибших захоронили на гарнизонном кладбище в Полярном, поставив в память о них обелиск с надписью «Морякам-подводникам, павшим при исполнении воинского долга 11 января 1962 года».

ВЗРЫВ У ПРИЧАЛА

ВЗРЫВ У ПРИЧАЛА

Позже их фамилии были увековечены на памятной доске в часовне храма Святителя Николая Чудотворца в Полярном.

ВЗРЫВ У ПРИЧАЛА

Стараниями Анатолия Бегебы, капитана первого ранга в отставке и представителей Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников в Морском соборе на Крюковом канале была установлена памятная доска со списком имён погибших при роковом взрыве моряков 4 эскадры.

ВЗРЫВ У ПРИЧАЛА

Анатолий Степанович Бегеба в декабре 2002 года скончался. Его прах погребен в Санкт-Петербурге на Серафимовском кладбище.
Уже в который раз изучаю материалы по катастрофам на подводном флоте страны советов и в очередной раз убеждаюсь, что жизнь людей, стоявших на дальних океанских рубежах громадной державы не стоили ей практически ничего…
И лишь благодаря инициативе флотского братства и титанической борьбе с бюрократической машиной, память о братишках воздвигается в мраморе и граните…

Материал подготовил А. В. Вовк – член Национального союза журналистов Украины, гвардии п/полковник.




Категория: Периодика ↓ Опубликовал psi01morpex, 8-01-2017, 18:19 | Комментировать (1) | Печать
Вечная Слава Героям подводникам.
Ветеран 4-й эскадры ПЛ г. Полярного (служил на ПЛ г Полярного с 1971 по 1985 год)

Добавление комментария

Фордевинд, fordevind, fordevind.com.ua, статьи, страна, родина, отчизна, сайт целеустремленных людей, фордевинд сумы, Вовк Андрей Васильевич, Вовк Андрей, Морпех
загрузка...