РОДНЫЕ ПЕНАТЫ
Уважаемые читатели, выдержки из представленной главы книги
капитана I ранга Петра Ивановича Удовенко
капитана I ранга Петра Ивановича Удовенко
“ФЛОТ В МОЕЙ ЖИЗНИ”
посвящаются кузнице военно – морских политработников
В хорошем настроении я прибыл в родное Киевское высшее военно-морское политическое училище.
На кафедре истории я оказался самым молодым преподавателем. Встретили меня тепло. Вечером, в сопровождении группы преподавателей кафедры, я ознакомился с рядом точек, где угощал своих коллег кофе и спиртными напитками. Так продолжалось неделю подряд, пока я не заказал кафе. Там меня приняли в состав кафедры.
Родное мне училище за прошедшие годы значительно расширилось, стало еще более привлекательным.
Надо отдать должное вице-адмиралу Н.С. Каплунову, он умело пиарил свое детище – ни одно городское мероприятие проводимое властями, не обходилось без участия курсантов КВВМПУ.
Городские власти в свою очередь оказывали помощь училищу в расширении своих территорий. В военном городке № 2 выросли красивые здания, где размещались курсанты, учебные аудитории, столовая, клуб, пошивочная мастерская. Каждый год училище пополнялось на три курсантские роты, выпускники проживали в комнатах по 4 - 6 человек. Курсанты объединялись в два учебных батальона. Везде поддерживались чистота и порядок.
На кафедре меня загрузили по полной программе. Начальник кафедры передал 41-ю роту, где он проводил занятия.
Позже я узнал – многие преподаватели училища по заданию общества «Знание» читали лекции в трудовых коллективах города и области, получая дополнения к зарплате. Меня включили в его состав.
Мне еще посоветовали пойти на платные курсы по изучению немецкого языка при университете Т.Г. Шевченко. Это было необходимо для сдачи экзаменов кандидатского минимума. Занятия на курсах проходили весьма интересно. Группа состояла из 12 человек. Руководитель группы за время 3-х часового занятия не проронил ни одного русского слова. Он задавал аудитории вопрос на немецком языке и искал слушателя, который понял вопрос и мог ответить. Получив ответ, преподаватель заставлял каждого из нас повторить его. По пятницам мы покупали немецкую газету и упражнялись в чтении и переводе страницы, где шла речь о внешней политике. Каждый из нас купил книгу на немецком языке и к очередному занятию переводил несколько её страниц. Такой подход быстро давал положительные результаты и это радовало.
Неожиданно мне довели решение руководства училища – отправить меня на 5 месяцев в Москву на Высшие академические курсы (ВАК) при Военно-политической академии. Оставив семью, пришлось выполнять приказание.
По прибытию в академию всех слушателей ВАК разместили в общежитии академии на Пироговке. Жили мы по четыре человека в комнате, питались за свои деньги. Занятия проводились каждый день. Группа состояла на 90% из начальников и заместителей начальников кафедр истории высших военный заведений (ВУЗ) армии и флота. Подавляющее большинство из них были кандидатами наук, имели солидный опыт преподавательской деятельности. Молодых преподавателей было трое.
Учеба мне давалась легко, на занятиях было комфортно. Сама форма проведения занятий, отличалась от привычной по предыдущей учебе. Здесь больше было свободы и творчества. Старшие товарищи вскоре привыкли к нам молодым и охотно помогали, а при необходимости защищали нас.
Положив руку на сердце, скажу – учеба на ВАК была необходимой. Во-первых, она дала возможность познакомиться со многими преподавателями высшего класса. Во-вторых, за время учебы, каждый из нас подготовил по несколько лекций, которые обсуждались коллективом, а затем размножались для желающих. К возвращению с ВАК, у меня был комплект супер лекций по основному предмету. В-третьих, мне удалось сдать экзамены кандидатского минимума. По истории и философии экзамены были в ВПА, а по немецкому языку – в военном институте, готовящем переводчиков. Все экзамены кандидатского минимума и выпускные за ВАК я сдал на “отлично”. По прибытию в училище утвердил тему кандидатской диссертации по подготовке молодежи к службе в вооруженных силах. Моим научным руководителем стал Курас Иван Федорович.
На кафедре обрадовались моему возвращению и тоже активно нагрузили работой. Меня включили в состав комиссии по приему вступительных экзаменов абитуриентами. Поступающие в училище молодые ребята, проживали в учебном центре училища под Лютежем.
В конце лета группа курсантов поехала в Одессу на фестиваль “Песня собирает друзей”. Меня определили старшим группы. Фестиваль проходил в Артеке, а на проживание по моей инициативе нас разместили в дивизион дизельных подводных лодок. Командиром этого дивизиона был мой сослуживец по 3-й дивизии АПЛ Герой Советского Союза Валентин Евгеньевич Соколов.
По всему было видно - он грустил по дивизии АПЛ и обижался на кадровиков, которые его обманули. Его назначили командиром бригады, но он не успел получить звание контр-адмирал, как бригаду переформировали в дивизион. Так Валентин Евгеньевич упустил возможность подняться по служебной лестнице.
Осенью 1981 года наша семья получила трехкомнатную квартиру на восьмом этаже в доме по улице Набережная Славутича, вскоре ее переименовали в проспект Героев Сталинграда. Дети пошли в две ближайшие школы: Петя в 170-ю, а Ваня в 246-ю. Оболонь застраивалась бурными темпами, везде были горы песка и строительных материалов.
Вскоре Катя устроилась на работу, жизнь приобретала новые оттенки. В поисках материалов к диссертации мне пришлось в летние отпуска, за свой счет, объехать восемь областных центров Украины и поработать в архивах: партийном, комсомольском, высших учебных заведений, ДОСАФ, а так же в архивах Киевского, Одесского, Прикарпатского военных округов и Черноморского флота. Помимо этого пришлось изучать материалы центральных архивов Украины. В подготовке диссертации мне помогала семья, особенно Катя. Она взвалила на свои плечи заботы о детях и доме, вечерами печатала мне диссертацию. О компьютерах мы тогда не имели понятия, пришлось купить печатную машинку “Украина”.
На предзащите диссертации выяснилось, что мне необходимо пересдать экзамен по немецкому языку. Причина – в комиссии, которая принимала этот экзамен ранее, в ее составе не было достаточного количества докторов наук.
27 июля 1985 года решением Совета при Институте истории партии при ЦК Компартии Украины – филиале ИМЛ при ЦК КПСС (протокол №3) мне присуждена ученая степень кандидата исторических наук. В январе 1986 года ее утвердила Высшая аттестационная комиссия при Совете Министров СССР в Москве и мне вручили диплом кандидата наук. Через год, 28 января 1987 г. той же комиссией мне присвоено ученое звание доцента по кафедре истории.
В этом же году политиздат Украины выдал книгу авторского коллектива во главе с доктором исторических наук профессором Солдатенко Валерием Федоровичем “Исторический опыт революционно-преобразующей деятельности КПСС”.
Одним из авторов книги был и я. За работу я впервые получил гонорар. Пройдя этот путь, 21 октября 1983 года я стал капитаном II ранга, а в 1985 старшим преподавателем кафедры истории.
Ранее мною было собрано материалов на докторскую диссертацию, но я все откладывал, о чем сожалею и сегодня.
Правда, на кафедре не давали особо скучать. Каждый преподаватель кафедры обязан был написать и издать не менее трех научно-методических пособий в год. С 1986 года мне довелось быть бессменным руководителем военно-научного общества курсантов училища (ВНОК), неоднократно выезжать на прием государственных экзаменов у выпускников Академии тыла и транспорта ВС СССР в город Ленинград. Рядом со мной на кафедре трудились выпускники КВВМПУ: Александр Павленко, Анатолий Шульгин и Виктор Володин – все кандидаты наук, доценты.
За прошедшие годы произошли изменения в руководстве училища. В 1983 году ушел в запас Н.С. Каплунов. Ему на смену пришел контр-адмирал Некрасов Владилен Петрович.
Своим спокойствием, умением выбрать главное в работе училища он вселял уверенность, стало намного спокойней служить и нам. В 1985 году В.П. Некрасова назначили членом Военного совета - начальником Политуправления КЧФ.
Училище возглавил капитан I ранга Коровин Александр Михайлович.
Очень активный, разносторонне подготовленный человек, любитель спорта и спортивных мероприятий, шахматист он своим примером заряжал весь коллектив училища к действию, поиску новых форм и методов обучения и воспитания курсантов.
Произошли изменения и на кафедрах. С каждым годом в училище все больше становилось наших выпускников, прошедших службу на флотах. Только на кафедре партийно – политической работы трудились 18 человек. Кафедру возглавлял Василий Касаков, кандидат наук, доцент.
Жизнь коллектива училища и близких преподавателей была тесно повязана с событиями, происходившими в стране. Они были очень и очень не простыми. В 80 - е годы огромная страна Союз Советских Социалистических Республик в экономическом развитии сдавала ранее завоеванные позиции. Офицеры училища жили в обществе и активно переживали все события, происходящие в нем. Перестроечные процессы, объявленные М.С. Горбачевым, привели к шатаниям в партийных рядах и обществе. На всех нас наложила негативный отпечаток постигшая страну 26 апреля 1986 года трагедия на Чернобыльской атомной электростанции.
Переживая за здоровье детей, пришлось отправить их в город Дедовск к нашей куме. Катя поехала с детьми. Офицеры отправляли свои семьи сами, общей команды и общего руководства не было. К началу занятий в школе семьи вернулись в Киев.
В 1987 году нам с Катей пришлось напрячь все усилия. Ваня заканчивал среднюю школу и собрался поступать в Черноморское высшее военно-морское училище имени П.С. Нахимова.
В августе Ваня убыл в город Севастополь. На принятие сыном военной присяги я, Катя и Петя поехали в Севастополь. При встрече увидели, как Ваня возмужал, подтянулся, как идет ему военно-морская форма - мы гордились сыном.
Отмечу, в последующие годы курсантами Киевского ВВМПУ стали дети многих офицеров первых выпусков. В 1987 году произошло еще одно важное событие. Мой племянник Удовенко Сергей Иванович окончил наше училище и стал лейтенантом.
Проживая в Киеве, занимаясь службой и работой, мы с Катей постоянно заботились о наших родителях. Практически все выходные нам приходилось проводить или у моей мамы или у родителей Кати. Без нас не обходилась пахота, посадка и уборка урожая. Правда, находясь у родителей, мы и отдыхали. В селе Сошников выросли наши дети, здесь у них были друзья. Дедушка и бабушка очень любили внуков.
Осень 1988 года преподнесла мне большое потрясение. 21 октября вышел срок присвоения мне воинского звания капитан I ранга. 05 ноября мне довели, что Министр обороны СССР подписал приказ и дали расписаться в ведомостях за получение золотистых погон.
Седьмого ноября мы с Катей вместе поехали в училище. Я пошел на торжественное построение, а она осталась меня ждать. Построение и поздравление с праздником проходило обычно, по установленной традиции. В самом конце начальник училища контр-адмирал Коровин А.М. объявил о приятной миссии, вручении погон новоиспеченным капитанам I ранга. Прошло вручение погон коллегам, после начальник училища подал команду разойтись. Офицеры окружили меня и дружно задали вопрос: “Петр, что случилось, кто украл твое воинское звание капитан I ранга?” Ничего вразумительного они не услышали, я был подавлен.
Только офицеры поймут меня по-настоящему. Пять лет подряд трудиться изо дня в день, занимать соответствующую должность, не иметь замечаний по службе, активно участвовать в общественной жизни, еще 05 ноября расписаться за новые погоны и вдруг – удар под дых. Настораживало, удивляло и возмущало поведение командования училища и кафедры. Никто из них не подошел и хотя бы сказал утешительное слово, все они быстро удалились из плаца.
Катя, глянув на меня, поняла - произошло что-то непредвиденное. Она прижалась ко мне, поцеловала и предложила поехать в село Сошников. Позже Катя говорила: “Твое посеревшее лицо и подавленный вид показывали – ты пережил стресс”. Дорогой в село, мы разговаривали на отвлеченные темы. Только позже пришлось поведать жене, что меня прокатили с присвоением воинского звания капитан I ранга без объяснения причин. За работой в селе мы оба развеялись, выпили с родителями за праздник и на второй день прибыли домой в нормальном настроении.
Но жизнь продолжалась. Преподавательская работа не давала возможности долго грустить и расслабляться. Каждый день курсанты хотели получать новые знания, формировать необходимые навыки будущей профессии флотского офицера.
Перестроечные процессы, активно внедряемые М.С. Горбачевым в общество и его призывы к формированию нового мышления, проникали в воинские коллективы. Преподаватели кафедр старались побывать в местах обсуждения важных вопросов современности, чаще приглашать на семинарские занятия не только ветеранов войны, участников боевых действий в Афганистане, партийных лидеров города и района, но и бывших политических заключенных, лидеров создаваемых политических партий и движений. Курсанты, как губки впитывали все новое. Они с огромным интересом слушали выступления воина афганца, Героя Советского Союза Валерия Гринчака, лидера Республиканской партии Украины Левка Лукьяненко, первого секретаря Подольского РК партии Ивана Салия, представителей политических клубов и неформальных групп в партии.
Международное положение вокруг СССР стремительно ухудшалось. В 1988-1989 гг. в Болгарии, Венгрии, ГДР, Польше, Румынии и Чехословакии стали отмечаться массовые антиправительственные выступления. Они положили начало процессу “бархатных революций”, смены власти во всех государствах Организации Варшавского Договора, созданного 14 мая 1955 года в Варшаве.
9 ноября 1989 г. пала Берлинская стена, разделяющая две страны: ФРГ и ГДР, после чего начался процесс объединения Германии. М.С. Горбачев этому объединению активно способствовал. В результате 3 октября 1990 г. ГДР перестала существовать.
15 октября 1990 года первому и единственному президенту СССР Михаилу Горбачеву была присуждена Нобелевская премия мира. Горбачев купался в лучах международной славы, а Советский Союз переживал тяжелые времена. В спешном порядке части Советской армии покидали страны Восточной Европы, их расселяли в восточных регионах России, не имеющих надежной инфраструктуры. В воинских коллективах начались сетования на плохие жизненные условия, а в средствах массовой информации все чаще появлялись статьи порочащие армию и флот.
Бурлящая жизнь в обществе, вывод 15 февраля 1989 года советских войск из Афганистана, объявление об окончании Холодной войны и другие события отодвинули на задний план мои переживания после провала присвоения воинского звания капитана I ранга.
Но пришло время, и я надумал уволиться в запас. Наверное, так бы и произошло, но после очередного дежурства с воспалением легких меня отвезли в госпиталь. После курса лечения отправили на две недели домой на реабилитацию. 17 мая 1989 года по телефону контр-адмирал А.М. Коровин сообщил о победе – присвоении мне воинского звания капитан I ранга. Через 7 месяцев правда восторжествовала.
Наверное, как моральную компенсацию мне выделили для покупки машину ВАЗ-2109 и отправили заместителем председателя государственной комиссии в Ленинградский военный институт гидрографии. В конце года мне довелось убыть на личную стажировку начальником политического отдела бригады ракетных катеров в город Севастополь. Стажировка не произвела особого впечатления. Зато у меня была возможность провести приятные вечера с сыном Ваней.
Общественная жизнь в стране с каждым днем накалялась. Этому способствовал растерянность, ослабление нитей управления страной Горбачевым и возглавляемого им Политбюро ЦК КПСС. Внесли свою лепту в обострение обстановки решения партийных и государственных органов об отказе от государственного статуса коммунистической идеологии, преследования инакомыслящих, борьба с пьянством, нарастающие проблемы в экономике страны и другие непродуманные действия.
Быстро начали создаваться общественные и политические организации. Газеты стали публиковать программные и уставные документы новых политических сил. Огромное внимание вызвали программные документы Народного Руху Украины. Первым руководителем партии был избран поэт Иван Драч.
Вначале НРУ объединял людей, иногда с диаметрально противоположными взглядами: от либерально настроенных коммунистов до радикальных националистов. Со временем большинство приверженцев крайних идеологий покинуло ряды движения в связи с преобладанием в нем участников с национал-демократическими взглядами.
Первой крупной акцией НРУ было участие в организации 22 января 1990 года “Живой цепи” в честь 71-й годовщины “Акта Злуки” — объединения Украинской Народной Республики с Западноукраинской Народной Республикой в 1919 году. Люди, взявшись за руки, стояли по обочине дороги Ивано-Франковск — Стрый — Львов — Луцк — Ровно — Новоград-Волынский — Житомир — Киев. Это была демонстрация роста влияния новой политической силы, желания людей порвать с прошлым.
После создания в 1990 году Украинской республиканской партии (УРП) и Демократической партии Украины (ДемПУ) НРУ заключил неформальную коалицию с этими политическими силами и другими, более мелкими организациями. Объединение новых политических сил накануне выборов в Верховный Совет УССР имело большое значение.
На общем собрании училища меня избрали в состав окружной выборной комиссии по Подольскому району. Мне пришлось работать со многими кандидатами в депутаты, изучать их программы, вместе с кандидатами ездить на встречи с избирателями, слушать их выступления, видеть кандидатов в диалоге с избирателями.
30 марта 1990 года состоялись выборы в Верховный Совет УССР XII созыва. Это будет - Верховна Рада України I скликання.
Украина начинала жить своей жизнью, но центральное руководство страны и вооруженных сил еще барахталось. Не замечая сложных процессов, происходящих в украинском обществе, в мае 1990 года в училище прибыла инспекция Министерства обороны СССР, а за ней и Министр Обороны СССР маршал Советского союза Д.Ф. Язов. К чести всего училищного коллектива инспектирование мы прошли успешно. Более того, начальнику училища контр-адмиралу А.М. Коровину удалось раскрыть глаза инспекторам на сложность обстановки в которой трудилось училище, на необходимость перехода на новые учебные программы. Инспекция приняла ряд важных рекомендательных предложений. Среди них: убрать из названия училища “политическое”; разрешить училищу переход на новые программы обучения курсантов; улучшить жилищные условия офицеров и мичманов училища. Через некоторое время училище стало называться Киевское высшее военно-морское училище. Кафедры трудились над новыми программами. Наша кафедра потеряла преимущества ведущей. Мы начали преподавать новую дисциплину - история политических партий. Выпускники училища стали получать специальность “социальный педагог - психолог”. Главком ВМФ выделил средства на строительство квартир в двух подъездах новых домов, для офицеров и мичманов училища.
Летом 1990 года наш младший сын Петя окончил среднюю школу. Нам с Катей пришлось поработать и добиться того, что Петя успешно сдал вступительные экзамены и стал курсантом нашего училища. Мы радовались и гордились – наши оба сына связали свою судьбу с Военно-Морским Флотом.
В последние дни июля 1991 года в училище состоялся выпуск. По решению руководства Украины он проходил на четыре дня раньше срока указанного в приказе Министра обороны СССР. На выпуск прибыло не так много руководителей, как было раньше, но зато стало более комфортно родителям и молодым женам лейтенантов. Тогда еще никто не знал – это был последний советский выпуск политработников флота.
18 августа 1991 года весь мир потрясло сообщение о приходе к власти в СССР Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП).
В сложившейся обстановке настораживали некоторые особенности:
- почему-то молчал центральный комитет многомиллионной партии;
- ГКЧП, куда вошел премьер-министр, все министры силовых структур, вице-президент СССР и другие влиятельные лица сделав весомые заявления далее практически бездействовал;
- Объявленный ГКЧП изолированным, находящийся на отдыхе в Форосе М.С. Горбачев имел возможность общения с миром. Более того, к изолированному Горбачеву поехали на переговоры члены ГКЧП.
Главными оппонентами ГКЧП выступили сторонники Президента РСФСР Б.Н. Ельцина. Они объявили действия членов Комитета антиконституционными и призвали своих сторонников выйти на улицы Москвы. Ночью 20 августа в Москве произошло первое столкновение между армией и протестантами, появились первые жертвы.
ГКЧП продержался с 18 по 21 августа. После поражения и самороспуска ГКЧП их действия были осуждены органами законодательной и исполнительной власти СССР, РСФСР и ряда других союзных республик и квалифицированы как государственный переворот. В историографии события 18-21 августа 1991 года получили название “Августовский путч”. Горбачев возвратился в Москву, но в дальнейшем он не управлял, а только наблюдал за развитием событий в стране.
Украина после этих событий вышла на первые позиции среди союзных республик.
24 августа 1991 года Верховный Совет Украинской ССР под председательством Леонида Кравчука принял “Акт провозглашения независимости Украины” и другие постановления.
1 декабря 1991 года состоялся референдум и выборы Президента Украины. В голосовании приняли участие 84,18 % имеющих право голоса граждан Украины (31 891 742 человека). 28804071 (90,32%) из них поддержал Акт провозглашения независимости Украины. Таким образом, провозглашение независимости Украины было подтверждено всенародным голосованием.
Первым Президентом Украины был избран Леонид Кравчук.
Стремительно развивались события в Прибалтийских странах. Еще в конце 80-х годов прибалтийские республики раньше других союзных республик стали проявлять стремление к выходу из СССР. К 1988 году это стремление вылилось в массовые движения, ставившие своей целью восстановление независимости Латвии, Литвы и Эстонии путем выхода из Союза на основании того, что они были включены в состав СССР в 1940 году по советско-германскому договору 1939 года.
Беспокойно было в республиках Закавказья. Давно тлеющий этнополитический конфликт между азербайджанцами и армянами за Нагорный Карабах в 1991 году перерос в военные действия между Азербайджаном и Арменией. Руководство СССР и тут показало свою неспособность мирным путем разрешить конфликт. Нарастали центробежные настроения в Грузии и других союзных республиках.
8 декабря 1991 года президент РСФСР Б. Ельцин, президент Украины Л. Кравчук и председатель Верховного Совета Белорусской ССР С. Шушкевич подписали Беловежское соглашение о прекращении существования СССР и о создании СНГ.
Горбачев М.С. еще пытался что-то противопоставить этому решению, но время его ушло. 25 декабря 1991 года Горбачев в телеобращении к народу объявил о прекращении своей деятельности на посту президента СССР и подписал указ о передаче управления стратегическим ядерным оружием президенту России Борису Ельцину.
В конце декабря 1991 г. государства-участники СНГ подписали ряд документов по военным вопросам. По ним Министерство обороны СССР упразднялось, создавалось Главное командование ВС СНГ. По этим документам страны СНГ получали право на создание своих вооруженных сил на базе частей и подразделений ВС СССР, которые дислоцировались на их территориях. Исключение составляли стратегические войска, которые оставались в подчинении объединенного командования СНГ. К сожалению, численность и статус этих сил не определялся.
Новый 1992 год мы встречали в новой стране под названием Украина. Январь и начало февраля прошли в дебатах и раздумьях о принятии присяги на верность Украинскому народу. В воинских коллективах началось броуновское движение. Офицеры и мичманы, желающие возвратиться в свои, вновь созданные страны, срочно писали рапорта и убывали из училища.
По поводу приобретения электронного варианта можно будет обратиться по адресу: Украина, 08363, Киевская область, Бориспольский район, село Сошников, улица А. Личенка, 39. Удовенко Пётр Иванович.
тел.: +38-067-772-90-40
Email: Udovenko.petr2017@gmail.com
Автор будет признателен за любую финансовую поддержку.